(сэр Lawrence) ? знаменитый английский портретист; род. в 1769 г. в Бристоле. Частые переселения отца (содержавшего гостиницу) помешали ему дать сыну мало-мальски порядочное образование, но в мальчике уже с самых ранних лет высказывались большая охота и способность к рисованию. Занимаясь последним, он имел возможность в Бате пользоваться советами исторического живописца Гоке (1706?97) и сначала исполнял пастелью портреты, получая за каждый от 1 до 2 гиней. Ему едва минуло 16 лет, когда, только что взявшись впервые за масляные краски, он получил награду от местного художественного общества. В 1787 г. Л. явился вместе со своими родными в Лондон и поступил в ученики корол. акд. худож., в которой его руководителем сделался сэр Дж. Рейнольдс. В очень короткое время ему удалось своими работами обратить на себя внимание публики и приобрести расположение королевского двора. В возрасте всего 22-х лет он занял пост первого корол. живописца, сделавшийся вакантным по смерти Рейнольдса. За год перед тем академия признала его сопричисленным к своему составу, хотя ему еще не исполнились лета, установленные для получения этого отличия. Из звания сопричисленного в 1794 г., он был повышен в академики. Успех его быстро рос, когда случилось обстоятельство, чувствительно повредившее ? хотя и ненадолго ? его репутации среди английской аристократии. В 1801 г. он был приглашен писать портрет принцессы Уэльской, Каролины Брауншвейгской, разъехавшейся со своим мужем; поселившись под одной с ней кровлей, тем дал повод к неблагоприятным для него толкам и предположениям; впоследствии (в 1806 г.), Л. был официально признан совершенно непричастным к скандалу развода принца и принцессы. В 1814 г. Л. ездил в Париж, с целью изучения сокровищ луврского музея, но тотчас же был вызван английским регентом обратно в Лондон, где ему поручили написать ряд портретов государственных людей и генералов, участвовавших в низложении Наполеона I и в реставрации Бурбонов. В 1815 г. он был возведен в дворянское достоинство, в 1818?19 гг. совершил путешествие в Аахен, Вену и Рим, причем посетил и другие города Италии. В его отсутствие ум. президент лонд. акд. Б. Уэст и она избрала его на место этого художника. Пользуясь почетом и богатством, Л. не переставал трудиться до конца своей жизни и ум. в Лондоне 7 янв. 1830 г. С 1787 г. по это время им было выставлено в лонд. акд. худож. 311 произведений, почти исключительно в портретном роде; в этом числе находилось лишь несколько картин исторического характера, каковы, напр. "Сатана", "Кориолан", "Ролла" и "Гамлет". Не отрицая в Л. большой талантливости, должно, однако, признать, что уважение к нему его современников было преувеличено. Это был художник блестящий, но неглубокий: его портреты рисованы очень деликатно, но вяло; его колорит приятен, но слишком услащен и условен; экспрессия его лиц не всегда естественна и сильна; костюмные аксессуары видимо интересовали его столько же, если еще и не больше, сколько физиономии и их характеристика. Из произведений его особенно известны портреты Б. Уэста, актера Кембля в роли Гамлета, актрисы Сидонс (все три в лонд. национ. гал.), короля Георга IV, папы Пия VII, кардинала Консальва, маленького мистера Лембтона, леди Довер с ее дитятей, маленькой графини Шефтсбери, леди Лейчестер в виде Надежды, сэра В. Куртиса и молодой цыганки (очень поэтичный, наход. в лонд. акд. худ.). Ср. J. Е. Williams, "The Life and Correspondence of Sir T. L." (Лпц., 1830); Ch. Blanc, "Histoire des peintres de toutes les e coles" и E. Chesneau, "La peinture anglaise" (в "Biblioth. d'enseignement des beaux arts", A. Кантена).
А. C?в.