Значение слова ПОРТРЕТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ПОРТРЕТ

Портрет - изображение того или другого человека, произведенноесредствами живописи, гравирования или скульптуры (а такжефотографическое). П. может считаться вполне удовлетворительным, когдавоспроизводит оригинал в точности, со всеми чертами его внешности ивнутреннего индивидуального характера, в наиболее привычной его позе, снаиболее свойственною ему экспрессией. Удовлетворение этого требованиявходит в круг. задач искусства и может приводить к высокохудожественнымрезультатам, если исполняется даровитыми мастерами, влагающими вкопирование действительности свой личный вкус и чувство природы. Смотряпо величине изображения, живописные портреты могут быть головные (когдаизображена только голова по плечи), погрудные, поясные, поколенные и вовесь рост; в отношении позы представленной фигуры, они бываютпрофильные, "с лица" (en face), в три четверти поворота направо илиналево (en trois quarts) и так наз. an profil perdu, т. е. изображающиелицо с затылка, так что видна только часть профиля. Такое же разделениесуществует и для П., рисованных карандашом, писанных акварелью,гравированных и вылепленных высоким или низким рельефом (как напр. намедалях и монетах); собственно же скульптурные П. делаются в виде гермов(одна голова с шеей), бюстов (голова и верхняя часть туловища) и статуй(целая фигура, с головы до ног). Портретное искусство возникло вглубокой древности; еще за много веков до Р. Хр. оно было в большомупотреблении у египтян, как о том свидетельствуют деревянные и каменныестатуи, найденные в значительном числе в погребальных постройках этогонарода. У древних греков долгое время П. в строгом смысле слова несуществовало; хотя и было в обычае награждать победителей на играхпостановкою их статуй на публичных местах, однако, то были идеальныефигуры, лишь в общих чертах. Эллинские республики даже запрещалиобщественным деятелям и частным лицам заказывать свои реалистические П., находя их могущими развивать в гражданах тщеславие ипротиворечащими принципу равенства между ними. Только в V в. до Р. Хр.впервые явились у греков настоящие портретные гермы и статуи, а именно вчисле произведений Димитрия Алопекского, жившего во времена Перикла.Реалистическое направление окончательно утвердилось в портретнойскульптуре при Александре Македонском, благодаря Лизиппу и его брату,Лизистрату, который первый стал формовать маски с натуры. ВпоследствииП. размножились не только в пластике, но и в живописи, при чем впоследней достигли уже до большего совершенства, как мы можем судить отом по многочисленным доскам с изображением лиц покойников, находимыхпри саркофагах греко-египетских мумий. Из Греции любовь к П. перешла кримлянам, которые к прежним родам пластических портретных изображений,статуе и герму, прибавили новый род - бюст. От римской эпохи дошло донас огромное количество портретных изваяний реалистичных и идеальных,исполненных приезжими в вечный город греческими художниками и ихримскими учениками, в том числе поражающих своею экспрессивностью исовершенством технического исполнения (каковы напр. две сидящие статуипоэтов Менандра и Позидипа, статуи Эврипида, Демосфена, полководцаФокиона, имп. Августа и др. в Ватиканском музее, Софокла, в Латеранскоммузее, Аристокла и Помпея, в Палаццо-Спада, Пиндара и Aнакреона, в виллеБоргезе, в Риме, и пр.). В Средние века портретный род как скульптуры,так и живописи находился почти в полном упадке, и только с наступлениемэпохи Возрождение занял видное место среди других художественныхотраслей. В Италии его воскресили прежде всего скульпторы - Дезидериода-Саттиньяно, Мино даФьезоле, Росселлино, Л. делла-Роббиа, Донателло ипр., быстро достигшие до блестящих результатов в своем стремлениивоспроизводить человеческую физиономию верно с действительностью,определенно выражать характеры и, в тоже время, соблюдать благородствостиля. Значительно позже их выступили на тот же путь живописцы, но зато,в период полного расцвета итальянского искусства, явилась целая фалангадаровитых и гениальных художников. которые возвели П. на степень высокоизящной картины, увековечивающей всю сущность характера данного лица вмомент самого яркого ее выражения. Рафаэль, С. дель-Пьомбо, Тициан,Джорджоне, Тинторетто и толпа других мастеров прославились столько жесвоими П., сколько и историческими картинами. Еще раньше, чем итальянцы,в XV ст., весьма успешно возделывали П. в натуралистическом духенидерландские живописцы, во главе которых стоят братья ван-Эйки и Г.Мемлинг. В следовавшем после них развитии нидерландской живописи и поразделении ее на самостоятельные фламандскую и голландскую школу, П.приобретал все большее и большее значение в деятельности художников и всвязи с общим направлением этих школ совершенствовался, главным образом,в отношении колорита и светотени. Величайшими портретистами междуфламандцами были Рубенс и ван-Дейк, а между голландцами - Рембрандт, Ф.Гальс, ван-дер-Гельст и Терборх. Из старонемецких живописцев особеннознамениты, как портретисты, А. Дюрер и Г. Гольбейн Мл. Наиболеевыдающимися представителями П. в цветущую пору испанской школы былиВеласкес и Карреньо-де-Миранда. С исходом XVII ст. манерность иусловность, водворившиеся вообще в искусстве, помешали П. удержаться надостигнутой им высоте и даже отодвинули его на второй план как вживописи, так и в скульптуре; тем не менее, конец XVII и XVIII ст.произвели таких замечательных портретистов, как П. Миньяр, Г. Риго,Детруа и Н. Ларжильер во Франции, Купецкий, Р. Менгс и А. Граф вГермании, Рейнольдс, Лауренс и Гайнсборо в Англии, Гойя в Испании,Левицкий и Боровиковский в России. В это время распространилась любовь кгравированным П., а также к исполненным пастелью и миниатюрноакварельным, по части которых явилось много весьма искусных мастеров,что продолжалось до 50-х годов настоящего столетия - до той поры, покаизобретение светописи не сократило запроса на труд этих художников, иобщедоступные по своей дешевизне фотографические П. не стали все более иболее входить в обращение вместо дорогих рисованных, писанных игравированных от руки. При всем том, и в настоящее время портретнаяживопись, как масляными красками, так и акварелью, не перестает бытьотраслью искусства, доставляющей образцовые произведения. Из живописцевXIX в., особенно замечательными портретистами выказали себя: французыДавид, Жерар, Энгр, П. Деларош, Эбер, Винтергальтер, Бонна, КаролюсДюран, Дюбюф, Ландель; немцы - Вах, Магнус, Гензель. Г. Рихтер, Ю.Шрадер, К. Бегас, О. Бегас, Амерлинг, Ангели, Ленбах. Фр. Каульбах;англичане - Милле, Оулес, Геркомер, Пойнтер; русские - Варнек, Кипренский, К.Брюллов, Тропинин, Зарянко, Перов и Крамской.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.