Значение слова ДЕЛОНЭ в Литературной энциклопедии

ДЕЛОНЭ

Томас [Thomas Deloney, 1543 (?) — 1600] — английский писатель, по профессии ткач, пользовавшийся при жизни большой известностью, особенно в буржуазных читательских кругах, впоследствии забытый и «воскрешенный» только в начале XX в. Д. — создатель «производственного романа» XVI века. В романах: «Jack of Newbery» (Джек из Ньюбери, 1594), «The gentle craft» (Славное ремесло, 1597), «Thomas of Reading» (Томас из Рэдинга, 1612), он воспроизводит быт ремесленных корпораций, переходящих к формам большой индустрии. Эпоха становления мануфактуры нашла в нем своего выдающегося изобразителя. «Славное ремесло» посвящено обувному делу, «Джек из Ньюбери» и «Томас из Рэдинга» — романы о производстве сукна. Центральные образы произведений Д. — образы фабрикантов, талантливых организаторов промышленных предприятий. Эти люди, вышедшие зачастую из среды ремесленников, сознают, какую значительную роль в жизни страны им приходится играть, они полны чувства собственного достоинства, они довольно непринужденно беседуют с королем, намекая ему на то, что только буржуазия является достойной опорой трона [притча о трудолюбивых муравьях (буржуа) и праздных бабочках (дворянах) в «Джеке из Ньюбери»]. Их мир — отлично организованное производство. Производственные процессы нашли в книгах Д. весьма подробное освещение. Удельный вес глав, посвященных этим процессам, в общей композиции романов довольно значителен. Иногда это — кульминационные точки повествования. Автор с величайшей добросовестностью зарисовывает жизнь промышленных предприятий. Вместе со своими героями он испытывает восторг при виде огромных масс готового, доброкачественного товара. Ему доступна поэзия фабриката и полуфабриката. Однако Делонэ не подчиняет человека вещи; не сумма созданных предметов, не процесс образования товарных ценностей стоит в центре его внимания — это только необходимый фон. В центре — человек — создатель богатств, активный, работоспособный, властвующий над миром вещей, человек, проникнутый пафосом строительства и приобретательства. Он умеет, когда нужно, покичиться своим богатством, но он постоянно подчеркивает, что его богатство не данное, не унаследованное, но приобретенное, «созданное». Романы Делонэ — единственные в своем роде памятники художественной лит-ры, отражающие психологию буржуа-промышленников эпохи Возрождения, разрушающих мир средневекового ремесла, но еще в известной степени связанных с последним. Отсюда, с одной стороны, жажда обогащения, накопительские настроения, с другой — внимательное, полупатриархальное отношение к мастерам-рабочим, демократический дух, характеризующий произведения Д. Делонэ известен также как автор баллад: «Баллада о гибели Армады», «О неурожае»

190 (навлекла на автора неудовольствие правительства) и других. Библиография : I. Сочинения Д. изданы S. Mann’ом, «Works of Th. Deloney». На русск. яз. переведены: Джек из Ньюбери, перев. О. М. Новиковой; Томас из Рэдинга, перев. С. А Полякова, предисл. П. С. Когана, ред. и вступит. ст. Л. П. Гроссмана, Гиз, М — Л., 1928. II. Гроссман Л. П., Производственный роман в эпоху Шекспира, «Печать и революция», 1927, кн. I; Chevalley A., Thomas Deloney, le roman des m?tiers au temps de Shakespeare, 1926. Б. Пуришев

Литературная энциклопедия.