? Во многих местах России справляется обычай похорон К.; несмотря на различие обрядов, смысл его ? один: он прообразует проводы весны. В Уфимской губ. делают чучело, одевают его в женский костюм и затем с песнями бросают в воду. Чучело это, называемое К., несут девушки, а парни надевают, в виде риз, рогожи, и один из них размахивает лаптем, изображающим кадило. В Муромском у. избирают девушку, которая должна отнести и забросить К. в лес, причем о дальнейшей судьбе ее никто не смеет спрашивать. Аналогичный обычай наблюдается у зап. славян при обрядах похорон Зимцерлы или Мерцаны. Обычай похорон К тесно связан с празднествами в честь Ярилы (см.), против которых вооружились постановления Стоглава. Поэтому, во многих местностях России против К. восстает православное духовенство, и еще более старообрядцы. Ср. Р. Г. Игнатьев, "К." ("Уфимск. Губ. Вед." 1868, ¦ 22); П. В. Владимиров, "Введение в историю рус. словесности" ("Журн. Мин. Нар. Просв.", 1895, ¦ 4); А. Л. Фаминцын, "Богиня весны и смерти" ("Вестн. Евр.", 1895, ¦ 6); "Обычай похорон К. в Муромском у." ("Известия Общ. Любит. Естествознания", 1874, т. XIII, ч. I).
В. К.