Аристофан в своих комедиях изображает богов в комическом и издевательском духе, следуя традиционной вседозволенности, связанной с ритуальным происхождением театра.Философы древности, понимая под богами те или иные философские категории, строили на них целую систему философии. Платон и Аристотель рассматривали Г. м. в качестве художественной формы или одной из форм наивного народного мышления. Для стоиков Г. м. имела также аллегорический смысл. Для эпикурейцев боги - особого рода существа, возникшие из атомов, не имеющие ни силы, ни желания воздействовать на мир и являющиеся идеалами спокойной, безоблачной жизни. Скептики, отрицая познаваемость всего существующего, доказывали непознаваемость и немыслимость мифологических существ. В 3 в. до н. э. получила распространение теория писателя и философа Евгемера, трактовавшая всех богов и героев как действительно живших некогда людей, прославившихся своими деяниями и возведенных современниками в ранг сверхъестественных существ. За Евгемером следовали многие историки (Диодор Сицилийский и др.). Саркастической критике подвергает традиционную мифологию Лукиан (2 в.).Наряду с просветительской критикой мифологии в эпоху эллинизма наблюдается тенденция к ее реставрации. С падением классического полиса формируются огромные военно-монархические государства (куда Греция вошла как составная часть), требовавшие для себя такой же грандиозной и импозантной мифологической системы. Римская империя создала не только внушительные формы религии мифологического синкретизма, но и глубоко продуманную систему религиозно-мифологических образов (см. в ст. РИМСКАЯ МИФОЛОГИЯ ), которая была превращена в универсальную систему логических категорий неоплатонизма. В середине 4 в. римский император Юлиан, борясь с христианством, которое уже было официальной религией, пытался восстановить язычество с его философско-мифологическими темами. Его деятельность завершилась крахом, а в 529 император Юстиниан, закрыв платоновскую академию, изгнал последних неоплатоников-философов за пределы Греции и Рима.В средние века Г. м. рассматривалась либо как область малозначащих сказок, либо как цитадель земных соблазнов, когда каждый греческий бог расценивался как некий бес. Тем не менее, образуя низовое течение средневековой культуры, Г. м. сохранилась вплоть до эпохи Возрождения и стала одним из источников расцветшего в эпоху Возрождения гуманизма. Греческие боги и герои рассматривались как чисто художественные образы, содержательные, глубокие, красивые и благородные. Эти образы обретают новое содержание, в котором выражалось желание личности сбросить с себя гнет средневековья и защитить свои земные и интимно-личные права. «Триумф Вакха и Ариадны» Лоренцо Медичи (1559) или «Венера и Адонис» У. Шекспира (1593) позволяют понять, какими земными страстями наделялись боги Г. м. Во французском классицизме 17 в. Г. м. приобретает ясные и четкие формы, выражая собой идеи и вкусы абсолютной монархии (напр., в трагедиях П. Корнеля, Ж. Расина, в эстетике Н. Буало). В 18 в. наблюдается салонный подход к Г. м. (Грекур, Грессе, Парни); Г. м. была превращена в собрание шутливых анекдотов, среди которых главную роль играли изящные, но не всегда пристойные образы Амура, Купидона, Вакха и разного рода веселые и забавные приключения греческих богов и героев. В 18-19 вв. огромное значение имела теория немецкого ученого И. И. Винкельмана, понимавшего античность с ее искусством и мифологией чисто пластически, в стиле благородной простоты и спокойного величия. Однако уже романтики начали трактовать античные мифологические образы с точки зрения глубоких и стихийных человеческих страстей (немецкий писатель Г. Клейст) или как символы революционной борьбы (английский поэт П. Б. Шелли). С последней трети 19 в. (немецкий философ Ф. Ницше и др.) при рассмотрении Г. м. на первый план начали выдвигаться не пластика и наивная безоблачная красота греческих богов и героев, а темные стихийные экстазы. Ницше представлял греческую трагедию как синтез двух начал - дионисийского (оргиастического, исступленного, экзальтированного) и аполлоновского (спокойного, величавого, уравновешенного и пластического). Подобное отношение к Г. м. нашло поэтическое отражение у поэтов-символистов (В. Брюсов, Ин. Аннеиский, Вяч. Иванов, Ф. Сологуб). Гегель и особенно Шеллинг дали систематическую философскую концепцию мифологии. С этого времени, сначала в основном на материале Г. м. - как более изученной, а затем и на материале других мифологий строятся многочисленные мифологические направления и школы.Библиографические сведения об источниках см. в книге: Лосев А. Ф., «Античная мифология в ее историческом развитии», М., 1957.Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 29-178; Воеводский Л. Ф., Каннибализм в греческих мифах, СПБ, 1874; его же, Введение в мифологию Одиссеи, ч. 1, Одесса, 1881; Новосадский Н. И., Елевсинские мистерии, СПБ, 1887; его же, Культ кавиров в Древней Греции, Варшава, 1891; Ревилль Ж., Религия в Риме при Северах, пер. с франц., М., 1898; В ластов Г. К., Теогония Гезиода и Прометей, СПБ, 1897; Кулаковский Ю. А., Смерть и бессмертие в представлениях древних греков, К., 1899; Латышев В. В., Очерк греческих древностей, 2 изд., ч. 2, СПБ, 1899; Иванов В. И., Эллинская религия страдающего бога, «Новый путь», 1904, № 1, 2, 3, 5, 8, 9; его же, Религия Диониса, «Вопросы жизни», 1905, № в, 7; Клингер В. П., Животные в античном и современном суеверии, К., 1911; Кагаров Е. Г., Культ фетишей, растений и животных в Древней Греции, СПБ, 1913; его же, Мифологические очерки, «Вопросы теории и психологии творчества», т. 5, Харьков, 1914; Богаевский Б. Л„ Земледельческая религия Афин, т. 1, П., 1916 («Записки Историко-филологического факультета Петроградского университета», ч. 130); Толстой И. И„ Остров Белый и Таврим на Евксинском Понте, П., 1918; Зелинский Ф. Ф., Древнегреческая религия, П., 1918; его же, Из жизни идей, 3 изд., т. 1, 1916; то же, 2 изд., т. 3, СПБ. 1910; его же, Религия эллинизма, П., 1922; Иванов В. И., Дионис и прадионисийство, Баку, 1923; Богаевский Б. Л., Мужское божество на Крите, «Яфетический сборник», 1930, т. 6; Троцкий И. М., Античный миф и современная сказка, в кн.: С. Ф. Ольденбургу к пятидесятилетию научно-общественной деятельности. 1882-1932, Л., 1934; Фрейденберг О. М., Поэтика сюжета и жанра. Период античной литературы, Л., 1936; ее же, Миф и литература древности. М., 1978; Альтман М. С., Греческая мифология, М,-Л., 1937; Радциг С. И., Античная мифология, М.-Л., 1939; Лосев А. Ф., Очерки античного символизма и мифологии, т. 1, М., 1930; его же, Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки Московского государственного педагогического института», 1953, т. 72, в. 3; его же, Гесиод и мифология, там же, 1954, т. 83. в. 4; его же, Введение в античную мифологию, «Ученые записки Сталинабадского государственного педагогического института. филологическая серия», 1954, в. 5; его же, Античная мифология в ее историческом развитии, М., 1957; его же, Современные проблемы изучения античной мифологии, «Вестник истории мировой культуры», 1957, № 3; его же, Chaos antyczny, «Meander», Warsz., 1957, № 9; его же. Гомер, М., 1960; его же, Античная Ночь и социально-историческое сознание древних. «Acta conventus XI Eirene», Wratislaviae u. a., 1971; его же, Мифология, в кн.: Античная литература, 2 изд., М., 1973; его же, Античный Эфир в связи с основным античным модельно-порождающим принципом мысли, в сб.: Проблемы античной культуры, Тб.. 1975; его же, Историческая конкретность символа. Мировой образ Прометея, в его кн.: Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976, с. 226-312; его же, Мифологическое время и мифологический историзм. Эпическое время, в его кн.: Античная философия истории, М., 1977; Лурье С. Я., Язык и культура микенской Греции, М.-Л., 1957; Толстой И. И., Миф в александрийской поэзии, в его кн.: Статьи о фольклоре, М.-Л., 1966; Кессиди Ф. X., От мифа к логосу, М., 1972, с. 39-101, 175-208; Тахо-Годи А. А., Стилистический смысл хтонической мифологии в «Аргонавтике» Аполлония Родосского, в сб.: Вопросы классической филологии, № 5, М., 1973; ее же, Хтоническая мифология в эпоху эллинизма и ее стилистическая функция, в сб.: Проблемы античной культуры, Тб., 1975; ее же, Термин «миф» у Платона, в сб.: Античная балканистика 2, М., 1975; ее же, Миф у Платона как действительное и воображаемое, в сб.; Платон и его эпоха, М., 1979; Мелетинский Е. М., Поэтика мифа, М., 1976; Bachofen J. J., Das Mutterrecht, Stuttg., 1861; Preller L., Griechische Mythologie, 4 Aufl., Bd 1-2, В., 1894-1926; Reinach S., Cultes, mythes et religions, t. 1-5, P., 1908-23; Gruppe O., Griechische Mythologie und Religionsgeschichte, Bd 1-2, Munch., 1906; его же, Geschichte der klassischen Mythologie und Religionsgeschichte w?hrend des Mittelalters im Abendland und w?hrend der Neuzeit, Lpz., 1921; Rohde Е., Psyche. Seelenkult und Unsterblichkeitsglaube, 10 Aufl., Bd 1-2, T?bingen, 1925; Kern O., Die Religion der Griechen, Bd 1-3, В., 1926-38; Rose Н. J., A handbook of Greek mythology including its extension to Rome, L., 1928; Nestle W., Die griechische Religiosit?t in ihren Grund?ngen und Hauptvertretern von Homer bis Proklos, Bd 1-3, B.-Lpz., 1930- 34; его же, Vom Mythos zum Logos, Stuttg., 1940; Wilamowitz - Мoe11endоrff U. von, Der Glaube der Hellenen, 3 Aufl., Bd 1-2, Basel, 1969; Nilsson М. P., The mycenaean origin of greek mythology, Berk., 1932; его же, Geschichte der griechischen Religion, Bd 1-2, Munch., 1950-55; его же, The minoan-mycenaean religion and its survival in greek religion, 2 ed„ Lund, 1950; Radermacher L., Mythos und Sage bei den Griechen, 2 Aufl., Brunn - u. a.. 1945. Cook А. В., Zeus. A study in ancient religion, v. 1-3, Camb.. 1914-40; Otto W. F., Die G?tter des Griechenlands, 3 Aufl., Fr./M., 1947; Kerenyi K., Apollon. Studien ?ber antike Religion und Humanit?t, D?sseldorf, 1953; Schachermeyr F., Poseidon und die Entstehung des griechischen G?tterglaubens, Salzburg, 1950; Buffiere F., Les mythes d'Hom?re et la pans?e grecque. P., 1956; Francois G., Le polyth?isme et l'emploi au singulier des mots ????, ?????? dans la litt?rature grecque d'Hom?re a Platon, P., 1957; Bomer Fr., Untersuchungen liber die Religion der Sklaven in Griechenland und Rom, t. 1-3, Mainz, 1958-61; Rose Н. J., Griechische Mythologie, 2 Aufl., Munch., 1961; Kirk G. S., Myth. Its meaning and functions in ancient and other cultures Camb. - Berk. - Los Ang., 1971. Словари по античной мифологии: Краткий словарь греческой мифологии, ч. 1 - Боги, богини и божества, сост. Г. А. Кулагина, Свердловск, 1958; Мифологический словарь, 3 изд., М., 1965; Ausf?hrliches Lexikon der griechischen und r?mischen Mythologie, hrsg. von W. Roscher, Bd 1-6, Lpz., 1884-1937; то же, 2 Aufl., Bd 1-7, Hildesheim, 1965; Bruchmann С., Epitheta deorum quae apud poetas graecos leguntur, Lpz., 1893; Carter J. В., Epitheta deorum quae apud poetas latinos leguntur, Lipsiae, 1902; Hunger Н., Lexikon der griechischen und r?mischen Mythologie, 5 Aufl., W.. 1959; Grimal P., Dictionnaire de la mythologie grecque et romaine, 2 ed.. P., 1958; Carnoy A., Dictionnaire ?tymologique de la mythologie gr?co-romaine, Louvain, 1957; Schmidt J., Dictionnaire de la mythologie grecque et romaine. P., 1965; Der Kleine Pauly. Lexikon der Antike, Bd 1-5, Stuttg., 1964-75. Изложение содержания мифов: Штоль Г. В., Мифы классической древности, пер. с нем., 3-4 изд., т. 1-2, М., 1899-1904; Шваб Г., Мифы классической древности, пер с нем., 3 изд., М., 1916; Петискус А. Г., Олимп. Мифология греков и римлян, 3 изд., СПБ. 1913; Зелинский Ф, Ф., Античный мир, т. 1 - Эллада, ч. 1- Сказочная древность, в. 1-3, П., 1922-23; Кун Н. А., Что рассказывали древние греки о своих богах и героях, М., 1940; его же, Легенды и мифы Древней Греции, 5 изд., М., 1975; Смирнова В. В., Герои Эллады, М., 1973; Голосовкер Я. Э., Сказания о титанах, М., 1957; Тренчени-Вальдапфель И., Мифология, пер. с венг., М., 1959; Парандовский Я., Мифология, пер. с польск., М., 1971; Parandowski J., Mitologia, 13 wyd., Warsz., 1969; Peterich Е., G?tter und Helden der Griechen, 5 Aufl., Olten, б. г..
Значение ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ3 в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии
Что такое ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ3
Персонажи и культовые объекты греческой мифологии. 2012