родился семимесячным между оливой и финиковой пальмой на горе Кинф (Остров Делос), его рожали девять дней и после этого Делос перестал быть плавающим свободно островом. Теперь никто не может родиться или умереть там - всех больных и рожениц отправляют в Ортигию. Фемида кормила его нектаром и амбросией, уже на 4-й день он потребовал лук и стрелы и получил их от Гефеста.
Священная птица Аполлона, кроме лебедя - феникс, поет еще лучше лебедя перед смертью, но смертным не дано услышать его голос.
Аполлон от “аполломи” - губить - Губящий.
Его бабушка, мать Лето - Феба.
Могила Пифона была под Омфалом. На Пифийских играх в честь Пифона должен был председательствовать раскаивающийся Аполлон. Аполлона очистил критский царь Краманор.
Возвращался от гипербореев на своем крылатом треножнике.
Только гипербореи имели право приносить ему в жертву ослов.
Однажды влюбился в гамадриаду Дриопу, превратился в черепаху, она положила его за пазуху, он превратился в змея, распугав остальных гамадриад. Дриопа родила ему Амфиса, основавш.город Эта и построившего храм в честь Аполлона, потом гмадриады выкрали ее, оставив вместо нее тополь.
Его девизы: "Ничего сверх меры!" и "Познай самого себя!" - после того, как Зевс едва не сверг его в Тартар за убийство циклопов. Аполлон перебил их в отместку за гибель Асклепия. Должен был отмаливать преступление по ходатайству Лето, служа у царя Фер Адмета один год. После забрал муз с Геликона и поселил их в Дельфах.
См. про город Келены (сдирание кожи с Марсия)
См. “Кирена”
Седьмой день каждого месяца был посвящен Аполлону.
Эпитеты:
Аполлон Сминтей - мышиный бог, бог чумы.
Локсий - вещающий иносказательно (м.б.)
Боэдромий - как помощник в битве
Кларий - по имени прорицалища в Малой Азии.
Карней - под этим именем чтился в Спарте, Фере и Кирене. В его честь в месяце карнее справлялось праздненство Карнеи.
Дримас - дубовый
Кикн - лебедь
Мойрагет - предводитель мойр
Ликейский - волчий. Под этим именем его чтили в Аркадии.
***
В греческой мифологии сын Зевса и Лето, брат Артемиды, олимпийский бог, включивший в свой классический образ архаические и хтонические черты догреческого и малоазийского развития (отсюда разнообразие его функций — как губительных, так и благодетельных, сочетание в нём мрачных и светлых сторон). Данные греческого языка не позволяют раскрыть этимологию имени Аполлон , что свидетельствует о неиндоевропейском происхождении образа. Попытки древних авторов (напр., Платона) разгадать значение имени Аполлон не подлежат научному обсуждению, хотя для них и характерна тенденция соединить в одно нераздельное целое ряд функций Аполлон (Plat. Crat. 404 е— 406 а): стреловержца, губителя, прорицателя, блюстителя гармонии космической и человеческой. Образ Аполлона соединяет воедино небо, землю и преисподнюю.
Аполлон родился на плавучем острове Астерия, принявшем возлюбленную Зевса Лето, которой ревнивая Гера запретила вступать на твёрдую землю. Остров, явивший чудо рождения двух близнецов — Аполлона и Артемиды, стал именоваться после этого Делосом (греч. “являю”), а пальма, под которой разрешилась Лето, стала священной, как и само место рождения А. (Сallim. Hymn. IV 55—274; Hymn Ноm. I 30 —178). Аполлон рано возмужал и ещё совсем юным убил змея Пифона, или Дельфиния, опустошавшего окрестности Дельф. В Дельфах, на меси, где когда-то был оракул Геи и Фемиды, Аполлон основал своё прорицалище. Там же он учредил в свою честь Пифийские игры, получил в Темпейской долине (Фессалия) очищение от убийства Пифона и был прославлен жителями Дельф в пеане (священном гимне) (Hymn. Hom. II 127—366). Аполлон поразил также своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето (Hyg. Fab. 55; Apollod. I 4, 1), киклопов, ковавших молнии Зевсу (Apollod. III 10, 4), а также участвовал в битвах олимпийцев с гигантами (I 6, 2) я титанами (Hyg. Fab. 150). Губительные стрелы Аполлона и Артемиды приносит внезапную смерть старикам (Hom. Od XV 403—411), иногда поражают без всякого повода (III 279 след.; VII 64 след.). В Троянской войне Аполлон - стреловержец помогает троянцам, и его стрелы девять дней несут в лагерь ахейцев чуму (Ноm. I1. I 43—53), он незримо участвует в убийстве Патрокла Гектором (XVI 789—795) и Ахилла Парисом (Prod. Chrest., p. 106). Вместе с сестрой он губитель детей Ниобы (Ovid. Met. VI 146—312). В музыкальном состязании Аполлон побеждает сатира Марсия и, разгневанный его дерзостью, сдирает с него кожу (Myth, Vat. I 125; II 115). Аполлон боролся с Гераклом, пытавшимся овладеть дельфийским треножником (Paus. III 21,8; VIII 37, 1; X 13, 7).
Наряду с губительными действиями Аполлонe присущи и целительные (Eur. Andr. 680); он врач (Aristoph. Av. 584) или Пеон (Eur. Ale. 92; Soph. О. R. 154), Алексикакос (“помощник"), защитник от зла и болезней, прекративший чуму и время Пелопоннесской войны (Раus, I 3, 4). В позднее время Аполлон отождествлялся с солнцем (Macrob. Sat. I 17) во всей полноте его целительных и губительных функций. Эпитет Аполлон — Феб указывает на чистоту, блеск, прорицание (Etym. Magn. v. .(Eur. Нес. 827). Соединение в образе Аполлона рациональной ясности и темных стихийных сил подтверждается теснейшими связями Аполлона и Диониса, хотя это божества-антагонисты: один по преимуществу бог светлого начала, другой — бог тёмного и слепого экстаза; но после 7 в. до н. э. образы этих богов стали сближаться в Дельфах, ни обоим устраивали оргии на Парнасе (Paus. X 32, 7), сам Аполлон нередко почитался как Дионис (Himer. XXI 8), носил эпитеты Диониса — плющ и Бакхий (Aeschyl. frg. 341), участники празднества в честь Аполлона украшали себя плющом (как на Дионисовых празднествах).
Аполлону - прорицателю приписывается основание святилищ в Малой Азии и Италии — в Кларосе, Дидимах, Колофоне, Кумах (Strab. XVI 1, 5; Paus. VII 3,1-3; Verg. Aen. VI 42 — 101). Аполлон — пророк и оракул, мыслится даже “водителем судьбы” — Мойрагетом (Paus, X 24,4—5). Он наделил пророческим даром Кассандру, но после того как был ею отвергнут, сделал так, что её пророчества не пользовались доверием у людей (Apollod. III 12, 5). Среди детей Аполлона также были: прорицатели Бранх, Сибилла (Serv. Verg. Aen. VI 321) Мопс — сын Аполлона и прорицательницы Манто, Идмон — участник похода аргонавтов (Apoll. Rhod. I 139—145; 1i след.).
Аполлон — пастух (Номий) (Theocr. XXV 21) и охранитель стад (Ноm. I1. II 763-767; Hymn. Hom. III 71). Он — основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племён, “отчий" (Plat. Euthyd. 302 d; Himer. X 4; Mscrob. Sat. 1 17, 42). Иногда эти функции Аполлона связаны с мифами о служении Аполлона людям, на которое посылает его Зевс, разгневанный независимым нравом Аполлона . Так, у схолиаста к тексту Гомера (Ноm. II. I 399 след.) сообщается, что после раскрытия заговора Геры, Посейдона и Аполлона против Зевса (по "Илиаде“ вместо Аполлона в нём участвовала Афина) Аполлон и Посейдон в образе смертных служили у троянского царя Лаомедонта и возвели стены Трои, которые затем разрушили, гневаясь на Лаомедонта, не отдавшего им обусловленной платы (Apollod. II 5, 9). Когда сын Аполлона врачеватель Асклепий за попытки воскресить людей был поражён молнией Зевса, Аполлон перебил циклопов и в наказание был послан служить пастухом к царю Адмету в Фессалию, где приумножил его стада (III 10, 4) и вместе с Гераклом спас от смерти жену царя Алкесту (Eur. Ale. 1 — 71; 220 — 225).
Аполлон — музыкант, кифару он получил от Гермеса в обмен на коров (Hymn. Hom. III 418—456). Он покровитель певцов и музыкантов, Мусагет — водитель муз (III 450—452) и жестоко наказывает тех, кто пытается состязаться с ним в музыке.
Многообразие функций Аполлона наиболее полно представлено в позднем анонимном гимне Аполлона (Hymn. Orph. Abel, p. 285) и речи неоплатоника Юлиана “К царю Гелиосу”. Аполлон вступает в связи с богинями и смертными женщинами, но часто бывает отвергнут. Его отвергли Дафна, превращённая по её просьбе в лавр (Ovid. Met. I 452—667). Кассандра (Serv. Verg. Aen. II 247). Ему были неверны Коронида (Hyg. Fab. 202) и Марпесса (Apollod. I 7, 8). От Кирены он имел сына Аристея, от Корониды — Асклепия, от муз Талии и Урании — корибантов и певцов Лина и Орфея (I 3,2—4). Его любимцами были юноши Гиакинф (Ovid. Met. X 161—219) и Кипарис (X 106—142), рассматриваемые как ипостаси Аполлону .
В образе Аполлона отразилось своеобразие греческой мифологии в её историческом развитии. Для архаического Аполлона характерно наличие растительных функций, его близость к земледелию и пастушеству. Он — Дафний, т. е. лавровый, “прорицающий из лавра” (Hymn. Hom. II 215), “любящий лавровое дерево” Дафну. Его эпитет Дримас, “дубовый” (Lycophr. 522); Аполлон связан с кипарисом (Ovid. Met. X 106), пальмой (Callim. Hymn. II 4), маслиной (Paus. VIII 23, 4), плющом (Aeschyl. frg. 341) и др. растениями. Зооморфизм Аполлона проявляется в его связи и даже полном отождествлении с вороном, лебедем, мышью, волком, бараном. В образе ворона Аполлон указал, где надо основать город (Callim. Hymn. II 65—68), он — Кикн (“лебедь”), обративший в бегство Геракла (Find. O1. X 20); он — Сминфей ("мышиный") (Ноm. II. I 39), но он спаситель от мышей (Strab. XIII 1, 48). А. Карнейский связан с Карном — демоном плодородия (Рaus. III 13, 4). Эпитет Ликейский (“волчий”) указывает на Аполлона как на хранителя от волков (Paus. II 19, 3) и как на волка (X 14, 7). Матриархальные черты Аполлона сказываются в его имени по матери — Летоид; отчества у него нет, но он постоянно носит имя родившей его Лето (Hymn. Hom. III 253; Paus. I 44, 10). На более поздней ступени архаики Аполлон — охотник и пастух (Ноm. II. II 763 — 767; XXI 448 — 449). Характерная для первобытного мышления взаимопронизанность жизни и смерти не миновала и Аполлона ; на этой поздней ступени архаики он — демон смерти, убийства, даже освящённых ритуалом человеческих жертвоприношений, но он и целитель, отвратитель бед: его прозвища — Алексикакос (“отвратитель зла”), Апотропей (“ отвратитель”). Простат (“заступник'), Акесий (“целитель”), Пеан или Пеон (“разрешитель болезней”), Эпикурий (“попечитель”).
На стадии олимпийской или героической мифологии в этом мрачном божестве, с его властью над жизнью и смертью, выделяется определённое устойчивое начало, из которого вырастает сильная гармоническая личность великого бога эпохи патриархата. Он помогает людям, научает их мудрости и искусствам, строит им города, охраняет от врагов, вместе с Афиной выступает защитником отцовского права. Зооморфные и растительные его черты становятся лишь рудиментарными атрибутами. Он уже не лавр, но он любит Дафну, ставшую лавровым деревом. Он не кипарис и гиацинт, но любит прекрасных юношей Кипариса и Гиакинфа. Он не мышь или волк, но повелитель мышей и убийца волков. Если когда-то Пифон победил Аполлона и в Дельфах показали могилу Аполлона (Porphyr. Vit. Pyth. 16), то теперь он - убийца хтонического Пифона. Однако, убив Птефона, этот светоносный бог должен искупить вину перед землей, породившей Пифона, и получить очищение через нисхождение в иной мир — аид, где он вместе с тем обретает новую силу (Plut. De def. or. 21). Это явный хтонический рудимент в мифологии светоносного Аполлона. Некогда демон, близкий Гее (земле), непосредственно от нее получающий мудрость (Eur. Iphig. Т. 1234 — 1282), теперь он “пророк Зевса” (Aeschyl. Eum. 19), возвещающий и оформляющий в Дельфах волю верховного бога (Soph. О. R. 151). Аполлон прекращает гражданские распри и даёт силу народу (Theogn. 773 — 782). О помощи Аполлонf грекам в войне с персами доверчиво рассказывает Геродот (VIII 36), причем его военная мощь иногда отождествляется с явлениями природы: Аполлона -солнце посылает на врагов стрелы-лучи.
Архаические корни Аполлона связаны также с его догреческим малоазийским происхождением, подтверждающимся тем, что в Троянской войне Аполлон защищает троянцев и особенно почитается в Троаде (Хриса, Килла, Тенедос) и самой Трое (Ноm. П. V 446). С эпохи колонизации греками Малой Азии (с 7 в. до н. э.) Аполлон прочно вошёл в олимпийский пантеон богов, при этом восприняв от других богов дар прорицания (от Геи), покровительство музыке (от Гермеса), вдохновенное буйство и экстаз (от Диониса) и др. Уже у Гомера Зевс, Афина и Аполлон фигурируют как нечто единое и целостное в олимпийской мифологии, хотя Аполлон своим появлением на Олимпе внушает ужас олимпийским богам (ср. его епифанию в I Hymn. Hom.). Но внушительность и грозность Аполлона вполне сочетается с изяществом, изысканностью и красотой юного Аполлон , как его изображают авторы эллинистического периода (ср. Callim. Hymn. II и Apoll. Rhod. 674—685). Этот классический Аполлон — бог героического времени, которое у греков всегда противопоставлялось предыдущему хтоническому периоду, когда человек был слишком слаб для борьбы с могучими силами природы и не мог ещё быть героем. Два величайших героя Геракл и Тесей были связаны с мифологией Аполлона . Если, согласно одним мифам, Аполлон и Геракл сражаются друг с другом за дельфийский треножник (Apollod. II 6, 2; Hyg. Fab. 32), то в других они основывают город (Paus. III 21, 8) и даже вместе получают очищение после убийства, находясь в рабском услужении. Под покровительством Аполлона Тесей убивает Минотавра (Plut, Thes. 18) и упорядочивает законы в Афинах, а Орфей усмиряет стихийные силы природы (Apoll. Rhod. I 495—518). На почве мифологии Аполлона возник миф о гипербореях и их стране, где под знаком милости Аполлона процветали мораль и искусства (Find. Pyth. X 29-47; Himer. XIV 10; Herodot. IV 32-34).
Культ Аполлона был распространён в Греции повсеместно, храмы с оракулами Аполлона существовали на Делосе, в Дидимах, Кларосе, Абах, на Пелопоннесе и в других местах, но главным центром почитания Аполлона был Дельфийский храм с оракулом Аполлона , где восседавшая на треножнике жрица Аполлона — пифия давала предсказания. Двусмысленный характер предсказаний, допускавших самое широкое толкование, позволял дельфийской коллегии жрецов воздействовать на всю греческую политику. В Дельфах совершались празднества в честь Аполлона (теофании, теоксении, Пифийские игры; последние были введены в честь победы Аполлона над Пифоном; по своему блеску и популярности они уступали только Олимпийским играм). Все месяцы года, кроме трёх зимних, были посвящены в Дельфах Аполлону. Храм Аполлона на Делосе был религиозно-политическим центром Делосского союза греческих полисов, в нём хранилась казна союза и происходили собрания его членов. Аполлон приобрёл значение устроителя-организатора не только в социально-политической жизни Греции, но и в области морали, искусства и религии. В период классики Аполлон понимался прежде всего как бог искусства и художественного вдохновения; подобно Артемиде, Афине Палладе и другим божествам Аполлон эволюционировал в направлении гармонии, упорядоченности и пластического совершенства.
Из греческих колоний в Италии культ Аполлона проник в Рим, где этот бог занял одно из первых мест в религии и мифологии; император Август объявил Аполлона своим патроном и учредил в честь него вековые игры, храм Аполлона близ Палатина был одним из самых богатых в Риме.
*
Бог света, правды, музыки, поэзии, врачевания и прорицания. Покровитель Дельф. Особенно почитаем в Дельфах и на Делосе. Эмблемы: лавр, волк, кифара. Любимые цвета: золотой, белый, серый. Синонимы и эпитеты: Феб - светоносный, Пеан - врачующий, Пифий - убийца Пифона, Дельфий - дельфиний, Ликей - светлый, Ликорей - волчий, Сминфий - мышиный, Локсий - вещающий, Тюрайос - дверной, Эглет - сияющий, сребролукий, Гекаэрг - дальновержец, стреловержец, мститель, несущий чуму, очищающий от скверны, златолирный, златокудрый.