(1798-1867) ? философ идеалистического направления, происходил из духовного звания, учился в Воронежской семинарии и Киевской духовной академии, преподавал философию в духовных академиях Киевской и СПб. В кругу своих многочисленных учеников К. пользовался славой глубокого мыслителя. Посвятив значительную часть жизни переводу сочинений Платона (1-е изд. ? СПб., 1841 ? содержит лишь несколько диалогов Платона, 2-е изд. ? СПб., 1863-79 ? все сочинения, приписываемые Платону, за исключением писем и "Законов"), К. выступал и с самостоятельными трудами по философии, держась в стороне от господствовавших в его время течений. Основание для философии, по мнению К., дает сознание. Положение я сознаю, как истина первая, непосредственно известная, сама по себе ясная и всеобщая, должно быть субъективным началом философии. Философия рассматривает все бытие как одно гармоническое целое в сверхчувственном или мыслимом, насколько оно может быть развито из сознания и выражено в системе. Все входящее в область сознания имеет форму и содержание, которые, сводясь к единству, охватывают в человеке два мира ? духовный и чувствующий. Дух бесконечен; органическая природа, развитая в человеке до высочайшей степени, конечна. Духу свойственно бесконечное ведение, природе ? безотчетная, инстинктивная жизнь. Дух ? чистая свобода, природа ? слепая необходимость. Дух есть Бог, природа ? Его творение. Посредствующими звеньями является ряд существ разумно-свободных, которые, по существу своих элементов, не могут быть ни конечными, ни бесконечными, но неопределенными, ? ни ведущими, ни неведущими, но познающими, ни чисто свободными, ни необходимыми, ? но имеющими волю поступать так или иначе. Элементы, соединившиеся в бытии человека и через свое соединение давшие бытие самому сознанию, внесли в его природу и соответственные законы, которые, пришедши во внутреннюю связь, составили закон нравственный. Чем больше ум просветлялся верою, тем выше была его энергия, тем сильнее и обширнее развивались его идеи. Русские унаследовали практическую философию с Востока и никогда не могут сродниться с германским рационализмом, так как он идет наперекор православию, которое требует, чтобы ум и сердце не поглощались одно другим и вместе с тем не раздваивали своих интересов, но, развиваясь в постоянной связи между собою, как органы веры, составляли в душе твердые основания для решения задач философии. Задача русской философии состоит в определении места значения и отношений человека в мире, насколько человек, сам по себе всегда и везде одинаковый, в развитии своем охарактеризован типом истинно русской жизни. Соч. К. "Введение в философию" (СПб., 1840); "Взгляд на движение философии в мире христ. и на причины различных ее направлений" ("Журн. Мин. нар. пр.", 1856, ч. 92); "Систематическое изложение логики" (СПб., 1856; одно из лучших русск. оригинальных сочинений по логике); "Философский рационализм новейшего времени" ("Христ. чт.", 1860, кн. 3, 4, 5, 6, 12); "Вступительная лекция в психологию" ("Христ. чт.", 1868, кн. 2). Как переводчик Платона, К. оказал несомненную услугу русской литературе, хотя перевод его не передает и тени поэтических красот подлинника, а иногда не свободен от промахов. Переводу каждого диалога К. предпосылает обстоятельные введения, свидетельствующие о близком знании литературы предмета и обнаруживающие в авторе по временам вполне самостоятельное отношение к спорным вопросам в истории философии. См. "Материалы для истории философии в России" в "Вопросах философии и психологии" (1890, кн. 4).
Я. Колубовский.