Значение ИГОРЬ ОЛЬГОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое ИГОРЬ ОЛЬГОВИЧ

( Георгий ) ? сын Олега Святославича, князь новгород-северский и великий князь киевский. После перехода старшего брата Всеволода Ольговича из Чернигова на киевский стол И. рассчитывал получить Чернигов, но Всеволод отдал его двоюродному брату Владимиру Давидовичу. Между братьями начался раздор. И. с младшим братом Святославом пытались вознаградить себя за счет Мономаховичей, но неудачно, и должны были помириться с Всеволодом. Последний умирая, завещал киевский стол И. и заставил целовать на этом крест других князей и киевлян (1146 г.). Но киевляне не любили Ольговичей вообще, а особенно Игорь, и тайно сносились с Изяславом Мстиславичем Переяславским. Давидовичи черниговские вели себя двусмысленно и, наконец, изменили крестному целованию, и Изяслав Мстиславич двинулся на Киев. И. с братом Святославом и племянником Святославом Всеволодовичем вышел против него, но киевское ополчение перешло на сторону Изяслава, и Ольговичи должны были бежать. И. по дороге попал в плен к Изяславу, который заключил его в м-ре св. Иоанна в Переяславле. В заточении И. тяжко заболел и послал к Изяславу с просьбой освободить его, обещая постричься. Изяслав согласился и И. принял монашество. Его перевели в Киев в Феодоровский м-рь. Между тем Святослав Ольгович успел бежать и начал энергично действовать для освобождения И., заручившись поддержкой Юрия Суздальского. Изяслав Мстиславич и Давидовичи стали разорять волости Ольговичей и грабить их имущество. Однако, Давидовичи изменили и Изяславу и вошли в сношения со Святославом. Изяслав, бывший тогда в Черниговской земле с небольшим войском, узнал об их измене и послал просить помощи у киевлян. Весть, что Давидовичи изменили, и Изяслав в опасности, до такой степени возбудила народ против Ольговичей, что толпа решила убить И. Несмотря на попытки митрополита и брата Изяславова Владимира спасти князя, его вытащили из церкви и после жестоких истязаний убили. Тело его было брошено на поругание на "торговище", на Подоле (19 сентября 1147). Владимир распорядился убрать труп И., а митрополит велел его похоронить. Тотчас по смерти И. стали распространяться слухи о знамениях над его телом. Впоследствии мощи И. были перевезены в Чернигов и положены в "тереме" у св. Спаса. Церковь причла И. к лику святых.

См. летописи: Ипат. (217, 221-223, 225-236, 239, 244-250, 256, 257, 263, 283, 289, 297); Лавр. (294, 296-298, 300-302); "Полн. собр. р. лет." (III, 10; IV, 7-8; V, 159; VII, 32-42, 44, 52, 70); "Страдание св. муч. киевского вел. кн. И. Ольговича мученика" (в "Степенной книге", ч. I, стр. 265-269); Димитрия Ростовского Четьи-Минеи, под 5 июня; Филарета черниговского, "Русские святые", под 5 июня; М. Н. Бережкова, "Блаженный И. Ольгович, кн. новгород-северский и вел. кн. киевский" (Черн., 1893).

Е. К.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.