Значение СТРАВИНСКИЙ ИГОРЬ ФЕДОРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое СТРАВИНСКИЙ ИГОРЬ ФЕДОРОВИЧ

Игорь Федорович [5(17).6.1882, Ораниенбаум, ныне г. Ломоносов, - 6.4.1971, Нью-Йорк; похоронен в Венеции], русский композитор и дирижёр. Сын певца Ф. И. Стравинского . Рано познакомился с отечественной литературой, живописью, театром, музыкой. С 9 лет играл на фортепиано, с 18 - самостоятельно изучал теорию композиции. Одновременно занимался на юридическом факультете Петербургского университета (1900-05). С 1902 брал уроки у Н. А. Римского-Корсакова, которого называл своим духовным отцом. 'Фантастическое скерцо' и фантазия 'Фейерверк' для оркестра (1908) - первые сочинения, привлекшие внимание к композитору. Большую поддержку оказал ему С. П. Дягилев - организатор Русских сезонов в Париже, где состоялись премьеры балетов, принёсших С. мировую славу: 'Жар-птица' (1910), 'Петрушка' (1911), 'Весна священная' (1913). С 1910 жил попеременно в Париже, Швейцарии, России (в имении жены). С 1914 обосновался в Швейцарии, с 1920 - во Франции, в 1939 переехал в США (американское подданство принял в 1945). За границей вёл концертную деятельность (исполнял собственные произведения, иногда сочинения М. И. Глинки, П. И. Чайковского), которая приобрела особый размах после 2-й мировой войны 1939-45. В 1962 выступил с авторскими концертами в СССР.

В начале творческого пути С. испытал воздействие Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, Чайковского (музыку последнего высоко почитал и позднее). Сильным, но кратковременным оказалось влияние К. Дебюсси. Особый интерес у С. вызывал отечественный фольклор, что наложило отпечаток на т. н. русский период его творчества. Центральное произведение этих лет наряду с 'Весной священной' - хореографическая кантата 'Свадебка' (1914-1923, 'русские хореографические сцены с пением и музыкой на народные тексты из собрания П. Киреевского'). С. обращался к народным текстам, сюжетам, архаической песенности. На этой основе выработалась оригинальная творческая манера - яркая, взрывчатая, динамичная, способствовавшая интонационному обновлению национального стиля. Одновременно в его творчестве нашла отражение современная городская бытовая музыка. Архаический и бытовой пласты совместились в балетной пантомиме с чтецом 'История солдата - сказка о беглом солдате и чёрте' (1918). Здесь, как и в др. балетной пантомиме с пением 'Байка про лису...' (1916), использован сюжет русской народной сказки. С. установил новый тип музыкального спектакля (характерный для современного условного театра), совмещающий различные театрально-сценические приёмы: в балет вводится пение, музыкальное действие поясняется речевой декламацией и др.

В балете с пением 'Пульчинелла' (на темы Дж. Б. Перголези, 1920) наметился, а в октете для духовых инструментов и концерте для фортепиано и духовых инструментов (оба 1923) закрепился переход к неоклассицизму (с этим направлением С. был связан до начала 50-х гг.). Русская тематика уступила место античной мифологии, библейским текстам, вокальная музыка - инструментальной (в вокальных сочинениях использовались главным образом латинские и отчасти французские тексты). Этим ослаблялось значение русского национального начала, хотя С. утверждал: 'Я всю жизнь по-русски говорю, по-русски думаю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это в ее скрытой природе' ('Комсомольская правда', 1962, 27 сент., с. 4). Для этих лет характерно освоение С. приёмов и средств европейской музыки периода барокко, старинной контрапунктической техники, мелодики итальянского бельканто и др. Разнородные стилистические пласты объединялись яркой художественной индивидуальностью композитора. Однако со 2-й половины 30-х гг. в творчестве проявились кризисные черты, неустойчивость и шаткость идейных исканий. Среди лучших произведений 20 - начала 50-х гг. - опера- оратория 'Царь Эдип' (1927), балет-аллегория 'Поцелуй феи' (1928; использованы мелодии Чайковского), 'Симфония псалмов' (1930), концерт для скрипки с оркестром (1931), концерт для 2 фортепиано соло (1935), 2 симфонии (1940, 1945), балет 'Орфей' (1947), опера 'Похождения повесы' (1951).

В конце 40-х - 50-х гг. творческая манера С. претерпевает изменения: он обратился к додекафонии (методу А. Шёнберга), однако использовал эти приёмы письма в соответствии с присущим ему тональным мышлением. Тематика резко сужается - главенствуют духовные образы и сюжеты (перелом обозначила Месса, 1948), музыка становится более суровой, терпкой, нередко умозрительно усложнённой. Преобладают вокально-инструментальные произведения (на латинские и английские тексты). Наиболее значительные сочинения: кантата 'Священное песнопение' ('Canticum sacrum', 1956), балет 'Агон' ('Состязания', 1957), 'Заупокойные песнопения' ('Requiem canticles', 1966) и др. Последнее произведение С. - обработка для камерного оркестра 2 песен X. Вольфа (1967).

С. принадлежат также литературные труды, преимущественно автобиографические; в них весьма дискуссионно освещаются некоторые проблемы музыкальной эстетики, даются субъективные оценки и характеристики. На рус. язык переведены: 'Хроника моей музыкальной жизни' (1963), 'Диалоги' (1971).

Лит.: Игорь Глебов [Асафьев Б. В.], Книга о Стравинском, Л., 1929; Ярустовский Б. М., И. Стравинский, 2 изд., М., 1969; Друскнн М. С., И. Стравинский. Личность. Творчество. Взгляды, Л. - М., 1974.

М. С. Друскин.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.