Значение слова БОРОДИН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое БОРОДИН

Бородин А. П. как композитор. Музыкальные способности Бородинаобнаружились очень рано; девятилетним ребенком он по слуху играл нафортепиано всевозможные пьесы, слышанные им в исполнении военныхоркестров, а 13 лет написал первое сочинение: концерт для флейты, накоторой довольно бойко играл; следующим его сочинением было небольшоетрио (G-dur) для струнных инструментов, на темы из оп. "РобертДьявол"Мейербера. В 1850 г. шестнадцати лет Б. поступил вольнослушателемв Медико-хирургическую академию, в которой считался одним из блестящихучеников. Ко времени пребывания Б. в академии относятся следующиесочинения: "Tpиo" на известную песню "Чем тебя я огорчила" и "скерцо"(B-moll) для фортепиано, в котором впервые встречается у Б. русскийпошиб. В музыкальном развитии Б., в разные поры его жизни, игралибольшую роль две личности: это были: М. Р. Щиглев, известныйвпоследствии в музыкальном мире пианист педагог и автор многих изящныхвещиц, и М. А. Балакирев. Влияние Щиглева связано с детским и юношескимвозрастом Б., когда оба мальчика, будучи товарищами однолетками,совместно занимались музыкою. В первый же год своего знакомства, юныедрузья успели переиграть в четыре руки все симфонии Бетховена, Гайдна, изнали их чуть ли не наизусть, но в особенности увлекались ониМендельсоном, ярым поклонником которого был Б. в годы своей молодости. Втоже время они усердно посещали павловские концерты Гунгля,университетские симфонические концерты, дававшиеся под управлениемизвестного виолончелиста Карла Шуберта, знакомились с камерной музыкой,для чего оба они выучились, без посторонней помощи, играть наинструментах: Щиглев на скрипке, Б. на виолончели. По окончании академического курса, Б. был неоднократно посылаемзаграницу для усовершенствования в избранной им специальности. Этипоездки принесли Б. огромную пользу и в музыкальном отношении, знакомяего с заграничной музыкальной деятельностью, вводя его в кружкитамошнего артистического мира, объединяющим центром которого служилзнаменитый Ф. Лист. Отношения последнего к Б. нашли себе характеристикув письмах, помещенных в книге В. В. Стасова: "А. П. Бородин, его жизнь,переписка и музыкальные статьи". Лист, путем своего личного,авторитетного влияния способствовал к непосредственному ознакомлениюиностранной публики с оригинальным и живым дарованием русскогокомпозитора. Во время первого пребывания Б. заграницей (1859 - 62 года),его научные занятия перемешивались с музыкальными. Там оннаписал:"квинтет", "секстет" (для струнных) и "скерцо" для фортепиано в4 руки. По возвращении в 1862 г. в Россию, в его музыкальной жизнипроизошла очень крупная перемена, которой он был обязан своимзнакомством с М. А. Балакиревым. Как даровитый и знающий музыкант,Балакирев имел сильное на него влияние, вследствие которого Б. изобласти дилетантизма перешел на почву серьезного композиторства. УБалакирева Б. усовершенствовал технику письма, изучил оркестровку, формысочинений; благодаря этим занятиям, у Б. развился критический взгляд намузыку, более широкое и разностороннее понимание ее задач и требований.Около Балакирева в то время группировались молодые русские композиторы:П. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков; к их кружкуприсоединился и Б. Тесный кружок названных музыкантов имел весьмаблаготворное влияние на Б., так как они, страстно любя искусство,постоянно сходились для обмена мыслей, изучения различных музыкальныхсочинений и для взаимного ознакомления со своими произведениями.Благодаря соревнованию, чуждому всякой зависти, Б., скоро по вступлениив кружок, начал писать свою первую симфонию (Esdur), которая, однако,была окончена только в 1867 г., а исполнена в первый раз 4 янв. 1869г. всимфоническом собрании русск. музык. общества под управлениемБалакирева. Позднее, Б. перешел к сочинению романсов и опер. Так, имнаписаны романсы: "Спящая княжна" (1867); "Старая песня" (песнь о темномлесе); "Фальшивая нота", "Морская царевна", "Отравой полны мои песни"(1868); баллада "Море" (1870); "Из слез моих". К более позднему периодуотносятся романсы: "У людей то в дому" (на слова Некрасова, 1884); "Дляберегов отчизны дальней", написанный на смерть Мусоргского (1881);"Чудный сад", "Арабская мелодия" (1885); "Спесь" (на слова гр. А. К.Толстого). Все эти романсы изданы музыкальными фирмами П. Юргенсона(Москва), В. Бесселя и К°" (Спб.) и М. Беляева (Лейпциг). По советуБалакирева, Б. принялся за сочинение оперы на сюжет драмы "Царскаяневеста" Мея; после нескольких номеров, предпринятый труд был, однако,оставлен и Б. принялся в начале 1869 г. за сочинение своей второйсимфонии (Hmoll), которую он писал семь лет; эта симфония впервые былаисполнена 2 февр. 1877 г. в симфоническом собрании И. Р. М. О. подуправлением Э. Ф. Направника. Рядом с симфонией, Б. был занятьсочинением оперы "Князь Игорь", сюжет и сценарий которой были предложеныавтору В. В. Стасовым; в апреле 1869 г. сценарий был существенновидоизменен самим композитором, который в начале очень живозаинтересовался сюжетом своей оперы, и принялся за ревностное изучениеотносящихся до него литературных памятников нашей старины; так, в неговведены весь пролог, комические сцены гудочников Скулы и Ерошки; многиеже из первоначально вошедших в либретто сцен, были вовсе исключены изнего автором. Оперу "Князь Игорь" Б. писал не по порядку сцен, предложенныхлибреттистом, а в разбивку; раньше всех был сочинен "Сон Ярославны"; в1874 г. "Половецкий марш" и "Плач Ярославны"; в 1875 г. "Половецкиепляски с хором", "песнь Владимира Галицкого"; в 1876 г. ариозо Ярославны- "Как уныло все кругом"; около 1877 г. "каватина" Владимира Игоревича;в 1878 году хоровая сцена и песня Скулы и Ерошки в 1 дейст., в 1879 г.Почти все сцены 1-й картины 1-го действ. и финал 2 карт.; в 1880 г.женский хорик в 3/4 и т.д. Многое из первоначального материала для"Князя Игоря" вошло во 2 симфонию, так как Б. отказался было отнамерения продолжать свою оперу. Только в начале 70-х годов, Б. вновьпринялся за "Игоря", неожиданным толчком к чему послужила "Млада". Этуоперу-балет тогдашний директор театров Гедеонов предложил написатьколлективно четырем русским композиторам: Кюи, Мусоргскому,Римскому-Корсакову и Б. Хотя заданная работа была окончена вовремя, нопостановка нового произведения на Императорской сцене не состоялась. Б.написал к "Младе" весь 4-й акт, куда входили сцены между князем Яромироми верховным жрецом, явление теней древних славянских князей, сценыстрасти и ревности между Яромиром и Войславой, подъем вод моря отприлива, затопление Храма и общая гибель. Этим материалом Б.воспользовался для своего "Князя Игоря". Почти все, как говорит В. В.Стасов в своей книге о Б., предназначенное для "Млады"", вошло теперь всостав оперы "Князь Игорь": "идоложертвенный хор" жрецов и народа вхраме Радегаста послужил основой началу пролога в "Игоре"; сцена"Яромира и жреца" вошла в состав некоторых сцен самого Игоря; дуэт"Яромира и Войславы" лег в основание сцены Игоря, князя Владимира иКончаковны (терцет) в 3 д. "Игоря" и т.д. Такого же точно приема держался и Мусоргский, который, начав сперваписать оперу "Саламбо", воспользовался ее материалом для оперы "БорисГодунов". Сочинение "Игоря" затянулось на долгие годы, в продолжениекоторых Б. написал два квартета (A-moll и A-dur), одну часть (andante)квартета под названием B-LaF (Bilaeff) в 1886 г., фортепианную сюиту,состоящую из семи пьес, названных "petit рокmе d'amour d'une jeunefille" (1885г.); романс "septain" (семистишие) на слова одногобельгийского поэта (1886 г.); последние два сочинения Б. посвятилпокойной графине де Мерси-Аржанто, проявлявшей большие симпатии кмолодой русской школе, произведения которой она ревностно распространялана своей родине (Бельгии). Ею же, между прочим, переведены нафранцузский язык все романсы Б. и три отрывка из "Игоря". В промежуткеэтих лет Б. написал, кроме того, фортепианное скерцо Esdur (1885 года),посвященное бельгийскому капельмейстеру Жадуль и, наконец, начал своютретью симфонию (A-moll), сочинив две первые части, законченные иинструментованные А. К. Глазуновым. Симфонии Б. изданы фирмою В. Бессельи К° (Спб.). Что касается "Князя Игоря", то Б. писал его с большимипромежутками времени, в продолжение 18 лет. Начатая в апреле 1869 г.опера уже значительно подвинулась вперед в 1887 г., когда неожиданнаякончина Б., последовавшая 15 февр. 1887 г., прервала его обширный труд.Последними страницами "Игоря", написанными Б. в феврале 1887 г., были:хор половецкого дозора и речитатив Игоря с Кончаком. Насколько в опереБ. постороннего элемента, не принадлежащего перу автора, мы не беремсясудить, а ограничиваемся помещением примечания, приложенного кклавираусцугу "Князя Игоря", изданному М. П. Беляевым в Лейпциге, нарусском, французском а немецком языках. Вот что в нем напечатано:"оставшаяся неоконченной, по смерти автора, опера "Князь Игорь"закончена Н. А. Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым. Первымнаоркестрованы оставшиеся неинструментованными №№ пролога, 1-го, 2-го и4-го действий, а также половецкий марш (№18) из 3-го действия; вторымдокончены, по оставшимся материалам, и инструментованы остальные №№ 3-годействия и увертюра. В начале каждого № партитуры означено, комупринадлежит инструментовка или окончание его. Первое представление"Князя Игоря" на сцене Мариинского театра состоялось 23-го октября 1890г. под управлением капельмейстера К. А. Кучера. В первый же сезон, операБ. выдержала 13 представлений, и как на первом, так и на последующихспектаклях имела большой успех. В области русской музыки, Б. являетсякомпозитором с редким дарованием к национальному колориту; обладаясамобытным талантом, Б. не был чужд влиянию некоторых композиторов. Всимфонической музыке наибольшее влияние оказали на Б. сочинения Шумана,которого, впрочем, не заметно в камерной музыке. В опере Б. заметновлияние Глинки (ему он посвятил своего "Игоря"), отчасти Серова иМусоргского. Как колорист, в смысле национального элемента всимфонической музыке, Б. высказался в "Средней Азии" (восточный ирусский элементы); те же два элемента широко разработаны в его опере"Князь Игорь". Гармония Б. отличается большой своеобразностью, красотою,хотя автор порою и страдает изысканностью.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.