Значение ИГОРЬ ОЛЬГОВИЧ (ГЕОРГИЙ ОЛЬГОВИЧ) в Краткой биографической энциклопедии

Что такое ИГОРЬ ОЛЬГОВИЧ (ГЕОРГИЙ ОЛЬГОВИЧ)

Игорь (Георгий) Ольгович - сын Олега Святославича , князь новгород-северский и великий князь киевский. После перехода старшего брата Всеволода Ольговича из Чернигова на киевский стол Игорь рассчитывал получить Чернигов, но Всеволод отдал его двоюродному брату Владимиру Давидовичу . Между братьями начался раздор. Игорь с младшим братом Святославом пытались вознаградить себя на счет Мономаховичей, но неудачно, и должны были помириться с Всеволодом. Последний, умирая, завещал киевский стол Игорю и заставил целовать на этом крест других князей и киевлян (1146). Но киевляне не любили Ольговичей вообще, а особенно Игорь, и тайно сносились с Изяславом Мстиславичем Переяславским . Давидовичи черниговские вели себя двусмысленно и, наконец, изменили крестному целованию, и Изяслав Мстиславич двинулся на Киев. Игорь с братом Святославом и племянником Святославом Всеволодовичем вышел против него, но киевское ополчение перешло на сторону Изяслава, и Ольговичи должны были бежать. Игорь по дороге попал в плен к Изяславу, который заключил его в монастыре св. Иоанна в Переяславле. В заточении Игорь тяжко заболел и послал к Изяславу с просьбой освободить его, обещая постричься. Изяслав согласился и Игорь принял монашество. Его перевели в Киев в Феодоровский монастырь. Между тем Святослав Ольгович успел бежать и начал энергично действовать для освобождения Игоря, заручившись поддержкой Юрия Суздальского . Изяслав Мстиславич и Давидовичи стали разорять волости Ольговичей и грабить их имущество. Однако Давидовичи изменили и Изяславу и вошли в сношения со Святославом. Изяслав, бывший тогда в Черниговской земле с небольшим войском, узнал об их измене и послал просить помощь у киевлян. Весть, что Давидовичи изменили и Изяслав в опасности, до такой степени возбудила народ против Ольговичей, что толпа решила убить Игоря. Несмотря на попытки митрополита и брата Изяславова Владимира спасти князя, его вытащили из церкви и после жестоких истязаний убили. Тело его было брошено на поругание на "торговище", на Подоле (19 сентября 1147 г.). Владимир распорядился убрать труп Игоря, а митрополит велел его похоронить. Тотчас по смерти Игоря стали распространяться слухи о знамениях над его телом. Впоследствии мощи Игоря были перевезены в Чернигов и положены в "тереме" у св. Спаса. Церковь причла Игоря к лику святых. - См. летописи: Ипат. (217, 221 - 223, 225 - 236, 239, 244 - 250, 256, 257, 263, 283, 289, 297); Лавр. (294, 296 - 298, 300 - 302); "Полное собрание разных лет" (III, 10; IV, 7 - 8; V, 159; VII, 32 - 42, 44, 52, 70); "Страдание св. мученика киевского великого князя Игоря Ольговича мученика" (в "Степенной книге", ч. I, стр. 265 - 269); Димитрия Ростовского Четьи-Минеи, под 5 июня; Филарета черниговского "Русские святые", под 5 июня; М.Н. Бережкова "Блаженный Игорь Ольгович, князь новгород-северский и великий князь киевский" (Черн., 1893). Е. К.

Краткая биографическая энциклопедия .