- второй еписк. антиохийский, ученик апостолов, скончавшийся мученически в гонение Траяна в 107 г. Его семи посланиям, писанным против иудействующих и докетов, придается важное значение в истории христианских догматов и в полемике православия и католичества против протестантства по вопросу о епископстве. До позднейшего времени послания эти были известны в двух редакциях: пространной (изданной еще в 1557 г.) и краткой (открытой в 1646 г.). Роте, Денцингер, Петерман и др. защищают подлинность обширной редакции против Удена, Даллея, Баура, которые признают лишь краткую. В 1845 г. Кюртон, на основании третьей редакции, еще более краткой, найденной Таттамом, доказывает (в "Corpus Ignatianuin", 1849 г.), что только эта последняя редакция и есть подлинная, что учение о божестве И. Христа, а равно о необходимости для церкви епископов, как рукоположенных преемников власти апостольской, суть позднейшие вставки. Его мнение разделяют Бунзен и Ричль. Но Денцингер, Ульхорн и Гефеле думают, что, напротив, вновь найденная редакция представляет тенденциозное сокращение древней обширной редакции. Изданы послания в греч. подлиннике Минем ("Patrologiae cursus"), а в русск. переводе ? в "Православн. Собеседнике" 1855 г. и в издании Преображенского: "Памятники древней христианской письменности", т. II. Кроме подлинных посланий И., известны еще 8 посланий, несомненно подложных.
Ср. Lоghtfoot, "The apostolic fathers. Part II, S. Ignatius and S. Polycarp" (3 т. Лонд. 1885-89); Funk, "Die Echtheit der Ignatius-Briefe" (Тюб. 1883) и его издание: "Opera patrum Apostolicorum" (т. I, 1881), V o lter, "Die ignatianischen Briefe, auf ihren Ursprung untersucht" (Тюб. 1892).
H. Б.