(Semler, 1725?1791) ? воспитывался в Галле, в сиротском доме. К строгой религиозности, вынесенной им отсюда, присоединилось впоследствии под влиянием Баумгартена (см.) критическое настроение. Был проф. в Альторфе, потом в Галле, где стоял во главе богословской семинарии. Он отрицал боговдохновенность некоторых ветхозаветных книг (Руфь, Песнь Песней, Есфирь, Ездры, Неемии), а также принадлежность Апокалипсиса св. Иоанну; о Евангелиях учил, что они суть компиляции, составленные применительно к субъективным тенденциям их авторов. Иисус Христос, по его мнению, в своем учении применялся к взглядам людей своего времени и т. д. Далее З. утверждал, что следует отличать богословие от религии. "Концепция догматов не может быть у всех людей одинаковой: каждый, естественно, придерживается своей системы учения, сообразной с уровнем его личного интеллектуального развития и независимой от конфессиональных доктрин церкви лютеранской". Тем не менее, он смотрел на христианство как на божественное откровение. Либеральное богословие З. произвело большое движение в умах и вопреки его намерениям привело многих к полному рационализму. Не желая быть солидарным с этим направлением, З. предпринял критику знаменитых "Вольфенбюттельских фрагментов" ? сочинения, отрицавшего веру в откровение и проповедовавшего чистейший деизм. Эта критика вооружила против него либералов; тогдашний прусский министр народного просвещения, убежденный рационалист, лишил Землера должности директора семинарии. Между многочисленными сочинениями З. нет ни одного, которое имело бы характер полной богословской системы. Главное из них ? "Institutio ad doctrinam christianam". Два известных ученых более позднего времени ? Толук и Эйхгорн ? посвятили обширные монографии изложению его жизни и оценке его сочинений.
Н. Б-в.