Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Символика - наука о символах. В узком смысле - наука, изучающая сравнительно символы веры разных исповеданий. Пришла на смену полемическому, или обличительному, богословию старого времени.
Шлейермахер называет символику "сравнительной догматикой", Пельт - средством к "познанию конфессиональных принципов всех вероисповеданий". История символики начинается с XVI в. и на первых порах имеет целью полемику (theologia elenctica). Сюда относятся:
Хемниц, "Ехаmеn concilii tridentini" (Франкф., 1588);
Галов, "Synopsis controversiarum, quae Ecclesiae Christi cum haereticis... socinianis, anabaptistis, calvinianis, calixinis, aliisque intercedunt" (Виттенб., 1653);
Вальх, "Introductio in libros symbolicos eccl. luther." (1752);
Землер, "Apparatus ad libros symbolicos Eccl. Luth." (Галле, 1775);
Беллярмин, "Disputationes de controversiis..." (Рим, 1581—93; Прага, 1721);
Боссюэт. "Exposition de la doctrine de l'église cathol. sur les matières de controverse" (Пар., 1671).
Не ранее, как во второй половине XVIII в., полемика отступила на второй план. Первый толчок в этом направлении дал геттинг. проф. Планк в своих соч. "Geschichte der Ènststehung" etc. (Лпц., 1791—1800) и др., которые особенно одобрял Шлейермахер . Затем следует Маргейнеке , применивший к истории догматов метод гегельянский. Его соч.:
"Christl. Symbolik od. histor. Kritik und dogm. comparative Darstellung des kathol., luther., reform. u. socin. Glaubens" (Гейдельб., 1810—13);
"Institutiones Symbolicae" (1812, 3 изд., 1830);
"Vorlesungen üb. die ehr. Symbolik" (1848).
Особенное значение символика как наука приобрела на Западе после сочин. Мелера ("Symbolik", 1832; 7-е изд., 1864). Замечательны, далее, след. соч.:
Creuzer, "Symbolik aller christlichen Confessionen" (1837—44);
Guericke, "Allgemeine christl. Symbolik vom luther. Kirchl. Standpunkt" (3-е изд., 1861);
Baier, "Symbolik der röem. Kathol. Kirche" (Грейфсв., 1854);
Matthes, "Camparative Symbolik aller christl. Confessionen" (Лпц., 1854);
Bansen, "Das Symbol des Kreuzes hei allen Nationen" (1876);
Hoffmann, "Symbolik od. System. Darstellung des symb. Lehrbegriffs" (Лпц., 1857);
Oehler, "Lehrbuch d. Symbolik" (Тюбинг., 1876);
Wendt, "Symbolik der Römisch. Kirche" (Гота, 1880);
Gass, "Symbolik der griechischen Kirche" (Б., 1872); Plitt, "Grundrisse der Symbolik für Vorlesungen" (Эрланг., 1875);
Scheele, "Theologisk Symbolik" (Упсала, 1877);
Hoefling, "De Symbolorum natura, necessitate, autoritate et usu" (Эрланг., 1841);
Schaff, "Bibliotheka Symbolica Ecclesiae universae" (Нью-Йорк, 1877);
Caspari, "Ungedruckte, unbeachtete und wenig beachtete Quellen zur Geschichte des Taufsymbols und der Glaubensregel" (1866—79);
Hahn, "Biblioth. der Symbol- und Glaubensregel der apost. cathol. Kirche" (1842);
Schaff, "Bibliotheca symbolica ecclesiae universae" (Нью-Йорк, 1877).
Использованные материалы
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент