? отец церкви III века. Сын богатых язычников в Александрии, он получил хорошее образование и сначала проходил профессию ритора; но, убедившись в истине христианства, сделался учеником Оригена и скоро затем возведен в пресвитеры, а с 232 г. был начальником Александрийского огласительного училища; с 247 г. епископ александрийский (+ 2 64). От Оригена Д. наследовал горячую любовь ко всякого рода знанию, которое находил возможным согласовать с христианским вероучением (так назыв. ???????? ??????), настаивая, чтобы всем христианам церковью позволено было читать всякие сочин. ? и языческие, и еретические. Несмотря на некоторые ошибочные его мнения о лице Сына Божия, соприкасающиеся с арианством, ему еще в IV в. было усвоено церковью имя Великого, а Афанасий Великий называет его "учителем вселенной". Сочинения его имели первостепенное значение в истории развития христианской мысли, по влиянию своему на богословов IV в. Из них до нас дошли лишь отрывки (иногда, впрочем, значительного объема). Одна часть этих сочинений написана, когда Д. был начальником Училища, и составляет, по-видимому, прочитанные им лекции. Сюда относятся: 1) сочинения о природе (???? ??????), из которого главу сохранил Евсевий в praeparatio evangelica и значительный отрывок ? Иоанн Дамаскин, в "Параллелях"; оно содержит критику атомистических теорий образования мира ? Демокрита и Эпикура, а также, вероятно, и других философов; 2) сочинение, которому ошибочно дано заглавие "Против Савеллия": опровержение дуализма и учения о вечности материи (сохранился значительный отрывок у Евсевия); 3) ряд сочинений экзегетических: толкование кн. Экклезиаста (сохранилось объяснение трех первых глав), всех четырех евангелий, соборных посланий, Посланий к римлянам и 1-го к коринфянам, кн. Иова (значительные отрывки из этих толкований сохранились у Экумения и Никиты Гераклийского; изд. Rout'ом и кардин. Маи). В новейшее время (1883) кард. Питра нашел в ватиканских рукописях отрывки объяснения книги "Песнь Песней". Как экзегет, Д. принадлежит к школе умеренных последователей метода Оригена. Вторую группу составляют сочинения Д. против современных ему ересей, написанные в форме посланий (к поместным церквям и отдельным лицам). Сюда относятся сочинения: 1) против Новациана; 2) против хилиастов; 3) о крещении еретиков; 4) против Савеллия; 5) против Павла Самосатского; 6) масса посланий по общественным, церковным и личным делам Д. ? 1) В 251 г. римский пресвитер Новациан восстал против принятия вновь в церковь отпавших от нее во время гонений. В посланиях, написанных по этому поводу (одно из них издано Питрой), Д. поддерживал противоположное мнение, которое и было принято церковью. 2) Арсинойский епископ Непот, критикуя особенно распространившийся в то время аллегорический метод толкования св. Писания, выразил мнение (которого придерживались еще во II в. Ириней и Папий), что, согласно словам Апокалипсиса (XX, 2-6), должно наступить внешнее царствование И. X., которое будет продолжаться 1000 лет (хилиазм). Д. отправился в Арсиноэ и, после личных состязаний с заблуждающимися, успел склонить их к воссоединению с церковью, а вслед за тем написал против этой ереси обширный трактат "Об обетованиях" (???? ???????????), из которого сохранилась в целом виде лишь 2-я часть и небольшие отрывки первой (изд. Маи). 3) Климент Алекс., Тертуллиан, Киприан и некоторые поместные соборы, при обращении еретиков, требовали их перекрещивания; лишь в Риме их принимали через покаяние. Питра нашел в армянских и сирских кодексах Ватикана отрывки из посланий Д., в которых Д. категорически отрицает перекрещивание тех еретиков, которые крещены во имя св. Троицы. Это мнение принято 1-м вселенским собором. 4) Борьба Д. против савеллианизма составляет самый важный момент в истории богословствования Д. В противоположность языческому политеизму и гностическому дуализму, христианство явилось монархианизмом, т. е. учило о Боге как едином начале (???? ????) бытия. Это учение о единстве существа Божия некоторыми было превращено в учение о единоличности Божества. К их числу принадлежал, во времена Д., Савеллий. Ряд посланий Д., написанных по поводу проповеди Савеллия, не дошел до нас; сохранилось лишь изложение их содержания в соч. Афанасия В.: "О мнениях Д.", из которого мы узнаем, что Д. явился сторонником учения, ранее сложившегося в Александрии под влиянием философии Платона и Филона. Главный представитель этого учения, Ориген, признавал рождение Сына от Отца, но видел в нем лишь дело воли Отца, акт творения. Поэтому он допускал различие Сына и Отца и называл Сына Боготворимым. Д. примкнул к образу мыслей Оригена, и, судя по изложению его учения Афанасием, пошел еще дальше, отрицая предвечность рождения Сына, а следовательно, и само божество Его. Узнав об этом, Дионисий, еп. римский, сообщил Д. изложение римской церкви, не согласное с его мнениями. Д. отвечал папе в 4-х больших посланиях: "Обличение и защита" (??????? ??? ????????). В них он отчасти указывает на неправильное толкование его слов и выражений, отчасти отрекается от того, что было действительной его ошибкой и излагает учение о Сыне в выражениях, близких к тем, в каких оно было формулировано в эпоху 1-го вселенского собора, отказываясь, впрочем, усвоить Сыну ????????, на том основании, что этого слова нет в св. Писании. Церковь IV в. легко извинила Д. его ошибки, приняв во внимание, что в его время богословская терминология не была еще прочно установлена. 5) В 264 г. собор антиохийский против Павла Самосатского пригласил Д. на свои заседания. Болевший уже в это время, Д. не мог лично присутствовать на соборе, но изложил свой взгляд в нескольких посланиях. Питра нашел три отрывка из послания Д. к самому еретику, несколько больших отрывков из неизвестного доселе соч.: "Опровержение Павла Самосатского", и отрывок из другого сочинения против Павла, которое он озаглавливает Quaestiones et responsa. 6) Кроме упомянутых выше посланий догматического содержания, Д. написал много посланий, имеющих значение материалов для церковной (отчасти и государственной) истории его времени. Они послужили одним из главных источников для сочинения Евсевия. Некоторым из них усваивается каноническое значение (напр. послание к Василиду о покаянии), и они внесены в " Книгу правил". Особую группу составляют послания так наз. пасхальные, написанные в силу древнего обычая, по которому на епископе Александрии, как города, в котором процветали астрономия и математика, лежала обязанность определения для всей церкви времени празднования в каждом году Пасхи. К извещениям об этом дне Д. всегда присоединяет догматические и нравоучительные размышления о Воскресшем. Они обязательно прочитывались перед собранием верующих в храмах. ? После весьма важных находок Питры должна быть произведена переоценка учения Д., чего доселе еще не сделано. Как епископ, Д. являлся идеалом церковного пастыря. Время его епископства было самое бедственное для церкви вообще (время жесточайших гонений на христианство) и для Александрии в частности (голод, моровая язва, междоусобие, засуха). Д. для всех находил способы помощи и утешения. Во время голода, покупая хлеб на церковные средства, он безвозмездно раздавал его нуждающимся не только христианам, но и язычникам.
См. Forster, "De doctrina et sententiis D. magni" (Берл., 1869); Dittrich, "Dionysius der Grosse" (Фрейб., 1867); Morize, "Denis d'Alexandrie" (1881); В. Дмитревский, "Александрийская школа" (Казань, 1884); В. Ф. Певницкий, "Сотрудники Оригена" ("Труды Киевск. дух. акад.", 1883); Н. И. Барсов, "История первобытной проповеди" (1885, стр. 307 и сл.). В патрологии Миня греч. серии т. X, Vita S. D. и Prolegomena. Издания сочинений Д.: Миня, "Patrologiae cursus compl." (ser. graeca, t. X); Rout, "Reliquiae sacrorum" (Оксф., 1814); Angelo Mai, "Collectio veterum auctorum" (Рим, 1833); Pitra, "Analecta sacra, spicilegio solismensi parata" (т. IV, 1883).
H. Барсов.