? хроматический знак понижения звука на два полутона; обозначается
, ставится с левой стороны ноты. При названиях нот, принятых в Германии, ? с d e f g a h ? присоединение двойного бемоля выражается приставкой слогов eses к названию ноты, напр., к с ? ceses (do double bemol), к d ? deses (re double bemol) и т. д., но к h ? не heses, а bb. Двойной диез, хроматический знак повышения звука на два полутона, обозначается ` и приставкой слогов is is к названию ноты; ставится с левой стороны ноты: например, cisis (do double dièse) и т. д. Двойной бекар, знак двойного отказа, уничтожающий двойной диэз или двойной бемоль, обозначается
. Двойной контрапункт ? способ сочетания двух мелодий, при котором правильность созвучия этих мелодий не нарушается, если нижнюю мелодию поставить над верхнею. Подробности см. Контрапункт. Двойная фуга ? полифоническое сочинение в форме фуги, в котором пользуются не одной темой, а двумя взаимно перемещающимися. Эти темы написаны в двойном контрапункте. Первая тема назыв. первым субъектом, вторая ? вторым (см. Фуга). Двойная трель ? одновременное исполнение двух трелей на расстоянии терции или сексты. Двойной форшлаг (Doppelschlag) ? две маленькие прикрашивающие нотки, поставленные перед главной нотой большей длительности (см. Форшлаг).
Н. С.