(вокальн.; vox — лат., voce — итал., Stimme — нем., voix — фр.) — в вокальной музыке Г. считается совокупность звуков, которые человек производит горлом с помощью выдыхаемого воздуха, приводящего голосовые связки в сотрясение. Не все звуки могут быть взяты каждым человеческим голосом. Г. по способности своей брать высокие, средние, низкие звуки делятся на: 1) сопрано (soprano или canto primo), самый высокий женский голос. Объем от до в первой октаве до ре в третьей октаве. Делится на три регистра: грудной от до до фа в первой октаве; средний (медиум) — от фа диез до фа во второй октаве; головной — от соль во второй октаве до ре включительно в третьей. Самые высокие ноты до, до диез, ре трудны, и певцы, владеющие таким высоким регистром, редки. Самые употребительные ноты для сопрано — от соль в первой октаве до ля бемоль во второй. Особенно блестящи ля, ля бемоль, си бемоль во второй октаве. Мужской детский высокий голос называется дискантом. Партия высокого Г. пишется в ключе соль, или в дискантовом ключе до. 2) Меццо-сопрано (mezzo-soprano или canto secondo), менее высокий голос женщин и детей. Объем от ля в малой октаве до си бемоль во второй. Грудной регистр — от ля в малой октаве до фа диез в первой, средний — от соль в первой до ми во второй, головной — от фа до си бемоль включительно во второй октаве. Последние две ноты трудны и редки. Наиболее употребительные звуки — от фа в первой октаве до фа во второй. Партия меццо-сопрано пишется в ключе соль, прежде писалась в меццо-сопрановом ключе. 3) Контральто (contralto), низкий женский голос. Объем от соль в малой октаве до ля бемоль во второй. Грудной регистр — от соль в малой октаве до соль в первой; средний — от ля в первой октаве до ми включительно во второй, головной — от фа до ля бемоль во второй октаве. Последние две ноты этого регистра трудны и редки. Наиболее употребительные звуки — от ре в первой октаве до ми бемоль во второй. Партия пишется в альтовом ключе до или в ключе соль. 4) Тенор (tenore), высокий мужской голос. Объем от до в малой октаве до до диез включительно во второй. Нижние звуки тенора до ре в первой октаве — грудные, все остальные верхние — смешанные, т. е. состоят из соединения регистров грудного и головного. Самые верхние ноты до, до диез, трудны и редки. Употребительные звуки — от соль в малой октаве до ля бемоль в первой. Самые блестящие ноты — верхние, начиная от фа диез в первой октаве. Низкие звуки до, ре слабы. Теноровая партия пишется в теноровом ключе до, но чаще в ключе соль, причем ноты звучат октавою ниже писанных. 5) Баритон (baritono), низкий тенор. Объем — от ля в большой октаве до ля бемоль в первой. Нижние звуки до си в малой октаве — грудные, верхние от до до ля бемоль в первой октаве — смешанного регистра. Употребительные звуки — от ми в малой октаве до ми в первой. Верхние звуки блестящи, но ля бемоль очень труден, нижние ля, си глухи. Пишется в ключе фа. 6) Бас (певучий, basso cantante), низкий мужской голос. Объем — от соль в большой октаве до фа включительно в первой. Все нижние ноты до си включительно в малой октаве — грудные, все верхние — смешанные. Наиболее употребительные звуки — от ре в малой октаве до ре включительно в первой октаве. Партия пишется в ключе фа. 7) Бас (basso profundo), самый низкий мужской голос. Объем занимает большую и малую октавы, в которых звуки грудные. Кроме того, ноты до, ре, ми бемоль, ми — смешанного регистра. Последняя верхняя нота трудна. Употребительные звуки — от до в малой октаве до ре в первой. Партия пишется в ключе фа. Голосами в гармонии наз. горизонтальные ряды нот, образуемые сопоставленными аккордами. Г. называются в хоровой или инструментальной партитуре отдельные партии каждого исполнителя. В четырехголосном хоре верхняя партия называется первым голосом, нижняя — четвертым, оба называются крайними, второй и третий голоса — средними. Г., которому поручается в пьесе преобладающая мелодия, называется главным (principale, obligato). Г. второстепенный называется ripieno. Голосовая песня — протяжная, широкая. Голосянка -песня скорая, с коротким напевом.Н. Соловьев.
Значение ГОЛОС, В ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ГОЛОС, В ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012