? так назывались певчие, получавшие штатное жалованье от наших государей до учреждения придворной певческой капеллы. Появление отдельного церковного хора у наших государей относится к XV в. Во второй половине XVI в. положение государевых певчих дьяков видимо улучшается, так как царь Иоанн IV любил церковное пение, знал знаменный распев на безлинейных нотах и сам даже перелагал на ноты стихиры, которые не имели нотного положения. При нем число певчих дьяков было значительно увеличено. В государевом хоре певчих принимали участие также крестовые дьяки, т. е. псаломщики и певчие дьяки, взятые на прибыль. Положение крестовых дьяков считалось почетнее Г. певчих дьяков, а взятых на прибыль ? менее почетным. Первоначально хор Г. певчих дьяков состоял не более как из 30 или 3 5 человек, в конце же XVII в. в нем было до 70 человек. Хор разделялся на станицы, по 5 человек в каждой. В первых станицах числились лучшие певчие, в последних ? начинающие. Всеми станицами заведовал уставщик. В конце XVII в. число певчих дьяков значительно увеличилось, так как каждый придворный храм получил свой собственный хор. Впоследствии эти отдельные хоры стали называться по именам лиц царствующего дома, в ведении которых они находились. Кроме определенного содержания, Г. певчие дьяки получали славленные деньги за славление государя в праздники Рождества Христова и св. Пасхи. В числе множества одеяний этих дьяков было одно парадное вишневого цвета с золотом, цвет которого до сих пор сохранился в парадном костюме придворных певчих. В хоре Г. певчих дьяков находились вершники, путники, нижники и демественники. Вершником назывался певчий, исполнявший верхний голос, путником ? исполнявший средний, а нижником ? нижний. Певчий, который умел при безлинейной нотной системе петь любой из этих голосов, ? назывался демественником.
М. П.