или, правильнее, Генсборо (Gainsborough, 1727?1788) ? английский живописец. Сын небогатого фабриканта сукон, он еще в детстве упражнялся в рисовании с натуры и, попав четырнадцатилетним юношей в Лондон, поступил в мастерскую французского гравера. После того он посещал классы Сен-Мартин-Лэнской академии и учился у исторического живописца Франка Гаймана. В 1774 г. поселился в Лондоне, где еще перед тем получил некоторую известность и состоял с 1766 г. членом общества художников и членом Королевской академии с самого ее основания (в 1768 г.). С тех пор его слава росла; как портретист, он вскоре сделался соперником знаменитого Рейнольдса, а по части пейзажа далеко превзошел тогдашнего представителя этой художественной отрасли в Англии ? Вильсона. Портреты Гайнсборо отличаются вкусом постановки фигур, свежестью колорита, прекрасным серебристым тоном и мастерски придуманными и исполненными аксессуарами фонов; особенно грациозны его женские портреты. Что касается до его пейзажей, то в них, отвергнув условность, царившую в тогдашней английской школе, он старался строго держаться действительности, изображать ее во всей ее правде и, вместе с тем, схватывать ее поэзию. В этом отношении его можно назвать основателем новейшего английского пейзажа, предшественником Констэбля. Произведения Г., при случающихся теперь продажах, достигают до огромной цены 10 ? 20 тыс. гиней. Их почти нет нигде, кроме Англии. В числе этих произведений особенно замечательными считаются потрет актрисы Сидонс и пейзаж "Водопой" (оба в Лондонской национальной галерее), портрет Мари Грагэм (в Эдинбург. гал.), портретная группа (в Дульвичской гал.), портрет молодого Бутталя, известный под названием "Голубой мальчик", мисс Сидонс в виде трагической музы (в Вестминстерской гал.) и портрет семейства короля Георга III (в Виндзорском дворце).
Ср. Fulcher, "Life of Gainsborough" (2 изд. 1856); Brock-Arnold, "Thomas Gainsborough and John Constable" (1881).
А. С ? в.