? русский архитектор и орнаментист (1834-1873). Сначала воспитанник пажеского кадетского корпуса, в 1852 г. поступил в академию художеств, откуда выпущен в 1861 г. с большой золотой медалью, полученной по конкурсу за сочинение проекта публичной библиотеки. После изучения в СПб. в течение 2 лет практически строительного дела, преимущественно под наблюдением своего дяди П.Гемильена, Г. уехал за границу в 1864 г., посетил главные города Германии, провел более года в Париже, сделал экскурсию во многие пункты Франции, посетил Швейцарию и Италию, повсюду срисовывая детали замечательных архитектурных памятников и воспроизводя карандашом и акварельной кистью народные типы и сцены уличной жизни. По возвращении из путешествия в 1868 году приглашен участвовать в трудах по устройству Всероссийской мануфактурной выставки 1870 г. в Петербурге и сочинил до 600 рисунков, по которым были сделаны павильоны экспонентов в разных отделах этой выставки. Эти рисунки, выказавшие неистощимую фантазию, тонкий вкус, удивительную оригинальность и вообще талант Г., обратили на него внимание знатоков искусства и доставили ему звание академика (в 1872 г.). После того он занимался сочинением некоторых архитектурных проектов (ворот, предполагавшихся к постройке в Киеве в память события 4 апреля 1866 г., народного театра в Петербурге и пр.), сделал превосходные рисунки декораций и костюмов для оперы "Руслан и Людмила" и, переселившись в Москву, участвовал в устройстве Московской политехнической выставки 1872 г. На ней, кроме других работ, Г. принадлежали постройки военного отдела, поражавшие удачным применением мотивов старинного русского зодчества и орнаментистики к новейшим целям. Еще замечательнее в этом отношении составленный Г. проект деревянного театра, выстроенного по случаю той же выставки на Лубянской площади в Москве, где кроме того возведены им дом для типографии Мамонтова и К о , загородная дача для Мамонтова же и несколько частных домов. Вообще этот художник, несмотря на кратковременность своей жизни и деятельности, оставил о себе память в истории отечественного искусства как один из наиболее даровитых возродителей русского национального стиля. Более подробные биографические сведения о нем можно найти в приложении к отчету Императорской академии художеств за 1872-1873 гг.
А. С-в.