Значение ВИКТОР (САДКОВСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо

Что такое ВИКТОР (САДКОВСКИЙ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Виктор (Садковский) ( 1741 - 1803 ), архиепископ Малороссийский и Черниговский .

Родился в 1741 году в семье священника.

Высшее образование получил в Киевской духовной академии , где в то время был учителем, а потом и ректором Георгий (Конисский) , весьма известный впоследствии в западно-русской истории [1] .

Около 1757 года Садковский начал трудиться в Могилеве при преосвященном Георгии сначала в качестве письмоводителя, а потом, по принятии монашества, кафедральным наместником.

Принял монашество и рукоположен во иеромонаха .

В 1774 году возведен в сан игумена Тупичевского монастыря близ города Мстиславля Могилевской епархии.

В 1775 году по рекомендации преосв. Георгия назначен священнослужителем домовой церкви при русском посольстве в Варшаве .

В 1784 году возведен в сан архимандрита в г. Слуцк . Слуцкая архимандрия в то время имела особо важное значение, потому что Слуцк оказался центром Православия в оставшихся под Польшей Западно-русских областях. Слуцкому архимандриту при богослужении были присвоены некоторые архиерейские отличия: трикирий и дикирий , особенная форма каждения , поминовения и др.

9 июня 1785 года хиротонисан во епископа Переяславского и Бориспольского , викария Киевской епархии с местопребыванием в г. Слуцке . Хиротонию совершали: митрополит Серафим (Лакедемонский) , епископы Иларион (Севский) и Кирилл (Севский) , архиеп. Никодим (Реондашский) и архиеп. Георгий (Конисский) , коадъютер Киевской митрополии.

Польско-латинское духовенство встретило православного епископа Виктора плотной стеной сопротивления. Папский нунций в Варшаве вручил королю протест самого папы. Но, несмотря на все эти препятствия, назначение преосв. Виктора было утверждено.

Епископу Виктору при его назначении была дана инструкция не задаваться миссионерскими целями против унии и римского католичества. Ему даже было запрещено рукополагать священников в те приходы, на которые почему-либо претендовали униаты.

Преосв. Виктор явился славным поборником православия в Западной Руси и на Украине. Он зарекомендовал себя "благонравием", "честным поведением" и "осторожностью", а также настойчивой заботливостью о судьбах православии в областях, находившихся под польским владычеством. Он более всего призывал свою паству к долготерпению, а о воссоединении униатов пока и не мечтал. Он не отнял ни одной униатской церкви, но твердою рукою остановил запустение и разорение православных храмов и монастырей. В те приходы, из которых православные священники были изгнаны, а униаты не успели водвориться, он рукополагал священнослужителей, а в пришедшие в запустение от безлюдия монастыри призывал людей из других епархий. Преосв. Виктор изыскивал средства для поддержания церковных зданий; принял принудительные меры к тому, чтобы духовенство направляло своих детей для обучения в Слуцкую семинарию .

Своими осторожными и целенаправленными действиями преосв. Виктор вместе с Георгием (Конисским) и архим. Мелхиседеком подготовили великое дело воссоединения униатов. Православие стало заметно оживать, а вместе с ним ожило и исконное тяготение к России.

Поляки были этим встревожены и, чтобы приостановить воссоединение с Матерью-Церковью, обвинили православных в Польше в намерении "вырезать всех поляков". Была назначена специальная следственная комиссия, которая многих православных подвергла пыткам и даже смерти.

Обвинен был и преосв. Виктор в предполагаемом бунте и 18 апреля 1789 года он был схвачен и отправлен в Варшаву на сеймовский суд.

Три года и три месяца томился преосвященный в заточении сначала в Варшаве, а потом в темной и сырой тюремной келии Ченстоховского монастыря, закованный в кандалы, мучимый допросами и нередко под страхом смерти.

21 июля 1792 года он был освобожден русскими войсками.

После второго раздела Польши началось воссоединение с православием народа возвращенных к России областей. Немалую роль в этом деле сыграл и преосв. Виктор. Под его руководством около полутора миллиона душ возвратилось в лоно Православной Церкви.

13 апреля 1793 года преосв. Виктор был назначен епископом Минским , продолжая усердно трудиться в деле воссоединения. Только с мая 1794 года по февраль 1795 года его пастырскими посланиями и устными проповедями воссоединено 1800 церквей с 1032 священниками и 101090 человек жителей.

12 апреля 1795 года преосв. Виктор возведен в сан архиепископа .

В этом же году им был восстановлен Слуцкий Троицкий монастырь .

13 мая 1796 года переведен на Черниговскую кафедру . С 1799 года стал именоваться "Малороссийским и Черниговским".

Скончался после тяжелой болезни 11 ноября 1803 года.

Погребен в кафедральном Троицком соборе Ильинского монастыря в Чернигове , под полом в алтаре.

У историков сложилось два взгляда на преосв. Виктора. Профессор Коялович считает его слабым, нерешительным, не понимавшим того великого дела, во главе которого он стоял, и не дорожившим этим делом.

В противоположность этому мнению другие считали его энергичным борцом, всегда полным новых планов, равным его наставнику и другу Георгию (Конисскому) .

Литература

Рункевич С.Г. История Минской архиепископии 1793-1832. СПб., 1893. с. 48-508.

Рункевич С.Г. Краткий исторический очерк Минской епархии. Минск, 1893. с. 16-44.

Едлинский М., свящ. Подвижники и страдальцы за веру православную землю русскую. 3-е изд. СПб., 1903. с. 256-266.

Булгаков. с. 1404, 1409, 1417.

Толстой Ю. № 150.

Денисов. с. 378.

Строев. стб. 10, 501, 511, 537, 544.

Петров Л. Словарь. с. 53.

Историко-статистическое описание Черниговской епархии. Чернигов, 1873. с. 103, прим. и с. 104.

Историко-статистическое описание Смоленской епархии. СПб., 1864. с. 94.

Летопись Е.А. с. 752-756.

Православный собеседник. 1909. февр. с. 207.

-"- -"- 1914. янв. с. 64.

Русский паломник. 1893. № 28. с. 438.

-"- -"- 1912. № 42. с. 654.

Исторический вестник. 1881. июль. с. 526, 527.

-"- -"- 1893. окт. с. 233 п/с.

-"- -"- 1894. июль. с. 143.

Русская старина. 1871. апр. с. 483.

Русский архив. 1870. № 4 и 5. с. 834, п/с. 2.

Н.Д. с. 26, 28, 67.

БЭЛ. т. III. с. 471-475; т. X. с. 618-619.

БЭС. т. I. с. 505; т. II. с. 1394, 1569, 2364.

РБС. т. II. с. 142.

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_2774

[1] В 1993 г. прославлен в лике местночтимых святых Беларуси.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.