является в самых разнообразных видах: "Ветер ? дух Божий", говорит галицкая пословица; "Ветер ? божье дыхание", учит Голубиная книга. Понятия эти возникли под влиянием христианства, но имеются следы существования других более древних взглядов народа на ветер. Одно из общеизвестных мест, относящихся к этому предмету, есть плач Ярославны в "Слове о полку Игореве"; здесь представляется В. в лице какого-то существа, способного понимать человеческую просьбу и исполнять ее. На Украине народ представляет себе В. гигантом-стариком, который сидит где-то со скованными губами; по свету дуют маленькие ветерки, его внуки; он же сам имеет только маленькую щелочку, оставленную между губами; в нее он дует от времени до времени, и тогда на земле поднимается страшная буря. Если же он подул бы во весь рот, то земля распалась бы в прах, что и случится действительно когда-нибудь, и тогда наступит конец света. На русских лубочных картинках изображаются В. в виде крылатых голов, дующих из облаков. В сказках постоянно встречаются олицетворение В. вообще или нескольких ветров, которые представляются четырьмя или семью братьями. Верховным их богом является Стрибог, внуками которого названы В. в "Слове о полку Игореве". Богами В. у поляков были Let-Potel, Poswist, или Pochwisti Pogoda, у малоросов ? Посвыстач.
И. Л.