Значение слова АПРАКОС в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое АПРАКОС

- так называется сборник евангельских чтений, выписанных из четвероевангелия с назначением на каждый праздник. Из славянских евангельских памятников А. древнее целых четвероевангелий, и поэтому они важны в лингвистическом отношении. До нас дошли памятники из числа А., принадлежащие XI столетию; есть даже такие, которые, по всей вероятности, мы можем отнести к Х веку, хотя они и не носят пометки, когда именно, кем и где были написаны. Имеются глаголические и кирилловские А.; на основании изучения их языка мы признаем, что первые древнее вторых. Из числа глаголических А. древнейшими слывут: Зографское Евангелие, хранившееся монахами в Зографском монастыре на Афонской горе, где оно было найдено Михановичем и затем монахи уступили этот славный памятник русскому правительству и теперь Зографское Евангелие хранится в Импер. публичной библиотеке. Другим тоже очень древним памятником в этом же роде служит Ватиканское, или Ассеманово, Евангелие, принадлежавшее когда-то славянским монахам одного из иерусалимских монастырей, затем в 1736 г. купленное ватиканским библиотекарем Ассемани и привезенное в Ватиканскую библиотеку, где оно и теперь хранится. Оба эти текста относятся к Х веку и имеют громадное лингвистическое значение. Из кирилловских текстов апракоса югославянской редакции очень известны так называемая Саввина книга, изданная Срезневским в "Древних памятниках юсового письма", и отрывок евангельских чтений Гредольского. Русской же редакции самым важным памятником этого рода - без сомнения, Остромирово Евангелие, древнейший памятник славянской письменности, на котором помечен год 1057, - написанное для новгородского посадника Остромира. По своему содержанию и расположению статей оно больше всего походит на Ватиканское Евангелие и Саввину книгу. К этому же разряду принадлежат: Туровская книга Евангельских чтений, хранящаяся в Виленском музее; типографская книга Евангельских чтений, замечательная тем, что представляет собою другой выбор глав, чем Остромирово Евангелие, но, к сожалению, сохранилось только в небольшом отрывке; Мстиславово Евангелие, хранящееся в московском Архангельском соборе, написанное по воле новгородского князя Мстислава Владимировича для построенной им Благовещенской церкви близ Новгорода; Юрьевское Евангелие 1119 г., хранящееся в московской Синодальной библиотеке, написанное для новгородского Юрьева монастыря и многие другие менее замечательные. Из А. спорной является кирилловская часть Реймсского Евангелия, где странным образом перемешаны признаки русского и югославянского правописания. Более подробные сведения см. Евангелие.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.