Значение АНАСТАСИЯ РИМЛЯНЫНЯ в Православной энциклопедии Древо

АНАСТАСИЯ РИМЛЯНЫНЯ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Анастасия Римляныня, Солунская, Старшая (+ 250 / 256 ), преподобномученица .

Память 29 октября или 30 октября [1]

Родилась в знатной римской семье, но в возрасте трех лет осиротела. Ее взяла под свое покровительство настоятельница женской монашествующей общины близ Рима , София. В этом монастыре она и приняла иночество . Анастасии было 20 лет. Она была очень красивой, и многие знатные римляне просили ее руки, но Анастасия всем отказывала, предпочитая остаться невестой Христовой. Язычники вытащили святую Анастасию из монастыря и привели к правителю города Прову. Они обвиняли ее в том, что она не только презирает знатных и богатых женихов, но почитает за Бога распятого Христа .

Пров повелел ей принести жертву идолам , но Анастасия отказалась отречься от Христа. В наказание ее нагую выставили перед толпой, затем пытали огнем, растянув между 4 столбами и нанося побои, потом подвергли колесованию. Чудесным образом святая осталась невредимой. Святая, истекая кровью, стала изнемогать и попросила воды. Стоявший при ее мучениях некто Кирилл, сжалился и напоил ее водой. Пытки продолжили - Пров приказал подвесить Анастасию и рвать железными крючьями, затем ей отрезали сосцы, вырвали ногти, выбили зубы, отрубили руки и ноги, наконец вырвали язык, которым она непрестанно славила Бога. Народ, видя бесчеловечные издевательства над святой, вознегодовал, и правители города вынуждены были прекратить пытки, обезглавив мученицу мечем. Решив, что Кирилл, напоивший мученицу водой, является тайным христианином, мучители схватили его и также казнили.

Тело святой Анастасии было брошено за городом на съедение диким зверям, но Бог не допустил глумления над святыми останками. Игумения София, извещенная Господом, нашла истерзанное тело преподобномученицы и с двумя помощниками-христианами предала его земле. Время мучения святой относят к 250 или 256 году [2] .

Почитание

Так-как в царствование Диоклетиана пострадала также великомученица Анастасия Узорешительница , и в ряде древних агиографических произведений отсутствует четкое разделение сведений об Анастасии Римляныни и Узорешительнице (называемых соответственно Старшей и Младшей), трудно с точностью увериться в принадлежности мощей, изображений и посвященных им храмов.

В ряде источников Константинопольского происхождения память святой Анастасии Римляныне отмечается 12 октября [3] , но в большинстве византийских календарей память ей содержится под 29 октября [4] .

На Руси наиболее раннее свидетельство почитания Анастасии Римляныни - упоминание ее памяти под 29 октября в месяцесловах Архангельского Евангелия 1092 года [5] и Мстиславова Евангелия конца XI - начала XII века [6] . Однако память ей 29 октября отсутствует в древнейших списках Студийско-Алексиевского Типикона 1034 года [7] , она появляется в списках данного устава со 2-й половины XIV века [8] . В Минеи служба преподобномученице Анастасии Римляныне включена была в конце XIV века [9] . В 1-й половине XII века на Руси был осуществлен перевод 1-й редакции нестишного Пролога , в которой краткое житие святой приводится под 12 октября, а 29 октября указывается только память ей [10] . Во 2-й редакции нестишного Пролога, сформировавшейся на Руси к началу XIII века, под 29 окт. вместо жития Анастасии Римляныни содержится краткое житие Анастасии Узорешительницы, а под 30 октября помещено житие Анастасии Солунской, которое тождественно по содержанию житию Римляныни, за исключением указания места кончины мученицы [11] . В Великих Минеях Четьих под 29 октября кроме проложных житий включено пространное житие Анастасии Римляныни [12] , озаглавленное как "Житие Анастасии Солунской" [13] . На начало XXI века календарь греческих Церквей указывает память только Анастасии Римляныни 29 октября, тогда как календарь Русской Православной Церкви 30 октября отмечает также память Анастасии Солунской.

В описи 1680 - 1681 года Благовещенского собора Московского Кремля упоминается ковчег с частицей мощей Анастасии Римляныни.

Гимнография

Согласно разным редакциям Студийского устава [14] 29 октября совершается служба преподобному Авраамию Затворнику и Анастасии Римляныни, причем Евергетидский Типикон указывает службу с Аллилуия, а Мессинский - отпустительные общие тропари обоим святым, то есть службу 2 святым без знака . Первопечатный славянский Типикон 1610 года и Типикон, употребляемый ныне в Русской Православной Церкви [15] , также предписывают совершение 29 октября службы 2 святым без знака.

В печатных богослужебных греческих и славянских Минеях, употребляемых в настоящее время, помещена служба Анастасии Римляныни с каноном Иосифа 8-го гласа , указанным уже в Евергетидском Типиконе. В том же Типиконе указан корпус стихир на Господи воззвах, помещенный в греческой печатной Минее и отличный от стихир в славянской печатной Минее. Общий тропарь мученице «Агница Твоя Иисусе», находящийся в славянской, но отсутствующий в греческой печатной Минее, указан в Мессинском Типиконе. В греческой печатной Минее по 6-й песни канона утрени помещен стишной синаксарь Анастасии Римляныни под 12 и 29 октября [16] .

Иконография

В византийском и древнерусском искусстве преподобномученица Анастасия Римляныня и великомученица Анастасия Узорешительница имеют общую традицию изображения. Наименование Римляныня сохранилось в ряде источников [17] . Преподобномученица Анастасия Римляныня могла изображаться в монашеском облачении: мантии и схиме [18] .

В Строгановском лицевом подлиннике последней трети XVIII века под 29 октяюбя рядом с образом Анастасии Римляныни, держащей в правой руке сосуд, указано: « Ри(з)[а] ла(з)[орь], испод кенова(р)[ь] збелиломъ ». На гравированных святцах Г. П. Тепчегорского 1713 - 1714 годов, святая представлена с крестом и пальмовой ветвью в руках.

Использованные материалы

П. Б. М., Лосева, О. В., Венцель, О. В., Герасименко, Н. В., Я. Э. З., "Анастасия Римляныня" (исправленая статья от 1 апреля 2009 г.), Православная энциклопедия , т. 2, 257-258:

http://www.pravenc.ru/text/114936.html - исправленая версия от 1 апреля 2009

http://www.days.ru/Life/life4611.htm

http://www.days.ru/Life/life6413.htm

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?1_9098

[1] В греческих Церквах также 12 октября . http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?1_9098 также указывает память в Субботу сырную , но статья _Православной энциклопедии_ об этой памяти не упоминает.

[2] Пространные греческие жития святой Анастасии, одно из которых написано Симеоном Метафрастом , относят ее мученическую кончину ко времени императора Диоклетиана (BHG, N 76х-77). Однако краткие жития в составе Минология Василия II и Синаксаря Константинопольской церкви X века говорят о том, что это произошло в правление императоров Декия и Валериана .

[3] Так в Типиконе Великой церкви X века (Mateos, Typicon, 68-69); Минологии Василия II (PG, 117, Col. 105-106); Синаксаре Константинопольской церкви X века (SynCP, Col. 133-134).

[4] Так в поздних списках Типикона Великой церкви 1063 и 1329 годов (Mateos, Typicon, 83); в разных редакциях Студийского устава - Мессинском Типиконе 1131 года (Arranz, Typicon, 45) и Евергетидском Типиконе 1-й половины XII века (Дмитриевский, Описание, т. 1, 302); в Иерусалимском уставе , начиная с древнейших списков: Sinait. gr. 1096, XII века (Дмитриевский, т. 3, ч. 2, 32), ГИМ. Син. греч. 272, 1297 года (Сергий (Спасский), Месяцеслов, т. 2, 335); в Синаксаре Константинопольской церкви X века (SynCP, Col. 171-173); Петровом Прологе XI века (Сергий (Спасский), Месяцеслов, т. 2, 335); Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI века (Cristoforo Mitileneo, Calendari, 341, 350) и Феодора Продрома начала XII века (Teodoro Prodromo, Calendario, 110).

[5] Л. 137.

[6] Апракос Мстислава Великого, 233.

[7] РНБ. Соф. 1136. и ГИМ. Син. 330, XII в.

[8] РГАДA. Тип. 144. Л. 38.

[9] ЯМЗ. № 154466. Л. 105.

[10] РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в. - Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 160, 165.

[11] ГИМ. Син. 244, Син. 247, кон. XIV в.

[12] BHG, N 76z.

[13] Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 120 (1-я паг.).

[14] Евергетидскому Типикону 1-й половины XII века (Дмитриевский, Описание, т. 1, 302) и Мессинскому Типикону 1131 года (Arranz, Typicon, 45).

[15] Типикон, т. 1, 233.

[16] Μηναῖον, ̓Οκτώβριος, 127, 298.

[17] В Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 110, 976-1025); Минологии 3-й четверти XI века (Vat. gr. 1156. Fol. 263v;); Минологии 2-й половины XI века (Vindob. Hist. gr. 6. Fol. 2v); Минологии последней четверти XI века (ГИМ. Греч. 175. Fol. 226v); в церкви Архангелов в Вуларионе , Греция , XII век; в церкви Святой Софии в Охриде , Македония , 1040-е годы; в церкви Созонта в Еракии , Греция , XIII век; на псковской иконе «Святая Анастасия, с избранными святыми», начала XVII века (ПИАМ).

[18] Например в греко-грузинской рукописи XV века (РНБ. O. I. 58. Л. 83об.); в двусторонней таблетке «Минея на октябрь», середины XVII века (НГХМ); на иконе «Преподобная Анастасия, священномученик Власий, мученики Флор и Лавр», XVIII век (ЦМиАР) - хотя в последнем случае возможно представлена прп. Анастасия Патрикия .

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.