1) , род - старейший и известнейший придворный клан (Фудзивараси), обладавший огромным политическим влиянием и властью в период Хэйан (794–1185). Его влияние при дворе в тот период было абсолютным, а вклад в развитие японской культуры так велик, что это время и следующие три столетия иногда называют эпохой Фудзивара. Основана эта выдающаяся семья была в VII в. представителем сильного клана Накатоми-но Каматари. В 669 г. император Тэндзи в награду за службу дал своему ближайшему сподвижнику и организатору реформ Тайка новую фамилию - Фудзивара. Родоначальник клана - Фудзивара-но Каматари - умер в том же году. Его сын - Фудзивара-но Фухито - выдал одну свою дочь замуж за императора Момму, а другую - за императора Сёму, и в дальнейшем такая практика стала излюбленным приемом семьи Фудзивара, применяемым для усиления своей роли при дворе и влияния на политику императора. Многочисленные родственники императора принадлежали к этому клану и оказывали на своего богоподобного родственника сильнейшее давление. Один из четверых сыновей Фухито основал сильнейшую ветвь своего рода - Хоккэ. Фудзивара-но Ёсифуса впервые стал официальным регентом при императоре Сэйва (850–881). Таким образом, впервые в японской истории император был бескровным путем отстранен от власти. Фудзивара стали основателями очень популярной в следующие века практики регентства. Единственным неудобством для клана Фудзивара было то, что регенты освобождались от службы, когда император достигал совершеннолетия. Поэтому Фудзивара-но Мотоцунэ ввел новый официальный пост - кампаку (верховный канцлер, регент при взрослом императоре). Наибольшего могущества клан Фудзивара достиг при Митинага (966–1028), который стал отцом четырех императриц и дедом трех императоров и практически правил империей на протяжении тридцати лет. В это время авторитет императора был еще высок, но хотя он и освящал как высший синтоистский священник сложившиеся институты и законы, регулирование практических государственных и частных дел было прерогативой чиновников из рода Фудзивара, занимавших все ключевые посты в государственном аппарате. В этот же период особенного расцвета достигает культура, составляются поэтические сборники, строятся новые храмы и дворцы, например павильон Феникса. После смерти Фудзивара-но Митинага влияние клана стало ослабевать, особенно в провинциях. Появились молодые, дерзкие феодалы-полководцы, смело отбиравшие силой оружия у клана Фудзивара экономическую основу их власти - землю. Через 40 лет после смерти Митинаги на престол взошел император, чья мать была не из рода Фудзивара. В 1156 г. разразилась война Хогэн, власть в стране захватил молодой, но сильный военный дом Тайра. В 1160 г. объединенные силы Фудзивара и Минамото были разбиты, политическому могуществу древнего рода пришел конец. Остальные члены рода Фудзивара хотя и заняли в истории Японии значимые места, но уже в другой области - семья дала стране много талантливых поэтов и ученых.
2) (кё) - столица Японии с 694-го по 710 г. На ее месте теперь стоит город Касихара (префектура Нара). Моделью для строительства Фудзивара(кё) послужил Лоян - столица императоров Северной Вэйской династии в Китае. Город представлял собой совершенно правильный прямоугольник со сторонами 3,2 километра с юга на север и 2,1 километра с востока на запад. Девятью улицами, проложенными с юга на север, и тринадцатью другими, пересекавшими их под прямым углом, Фудзивара(кё) была разбита на квадратной формы кварталы. Каждый из них в свою очередь делился на четыре квартала поменьше пересекавшимися в его центре узкими переулками. Все расстояния в городе были строго выверены. Так, улицы прокладывались на расстоянии 265,5 метра друг от друга, каждая была шириной от 10,6 до 24,8 метра. Центральный проспект - Судзаку содзи (буквально - Большая дорога Красной птицы), пересекавший город по оси север - юг, был шириной около 32 метров, включая сточные канавы по обеим сторонам. Свое название проспект получил от мифической Красной птицы, которая в древнем Китае символизировала юг. Ширина переулков составляла около 9 метров. Квартал занимал в среднем 1,4 га. Дворцовый комплекс занимал середину северной части города, будучи по форме почти квадратом со сторонами 925,4 и 906,8 метра. Его окружала высокая, до 5,5 метра, стена, крытая сверху черепицей, какой обычно покрывали крыши домов. В стене было двенадцать ворот, по три с каждой стороны. Ворота представляли собой солидное сооружение с двускатной крышей, опиравшейся на восемнадцать столбов, установленных по шесть в ряд и отстоящих друг от друга на пять метров. За стенами располагались Большой зал приемов (Дайгокудэн), комплекс правительственных учреждений (Тёдоин) и императорская резиденция (Дайри). Их размещение повторяло размещение зданий на территории храмовых комплексов. При этом фасадами они также были обращены на юг, а самые важные строения - резиденция императора - располагались на севере. Император появлялся в Дайгокудэн, а его министры собирались в Тёдоин, где не только проводились заседания правительства, но и отправлялись различные церемонии. Дайгокудэн был крупнейшей постройкой дворцового комплекса: по фасаду она тянулась на 45 метров, а в глубину - на 20 метров. Тёдоин состоял из двенадцати зданий, причем весь комплекс опять-таки имел форму правильного прямоугольника, вытянутого с юга на север. В Фудзивара(кё) перенесли и Асука-дэра. Первоначально это был семейный храм клана Сога, но в 680 г. по императорскому указу ему был присвоен статус официального храма. После перенесения в Фудзивара(кё) Асука-дэра стал именоваться Гангодзи. Вместе с императором в Фудзивара(кё) переехала знать со своей многочисленной челядью, город заполнился чиновниками, солдатами, торговцами, в нем постоянно находилось большое число крестьян, занятых на земляных и строительных работах. Население города достигало 20–30 тыс. человек. В 710 г. после отъезда императорского двора с его челядью и приближенными, массой чиновников и другого служилого люда Фудзивара опустела.