Значение КАСУГА ТАЙСЯ в Энциклопедии Япония от А до Я

КАСУГА ТАЙСЯ

- древнее синтоистское святилище в городе Нара. Посвящено четырем божествам из трех храмов, связанных с кланом Фудзивара: храм Касима (божество Такэмикадзути-но Микото), храм Катори (божество Фуцунуси-но Ками) и храм Хираока (божества Амэнокоянэ-но Микото и Химэ-но Ками). Святилище Касуга тайся было основано в 709 г. правителем Фудзивара-но Фухито, чтобы защитить от сил зла новую столицу Хэйдзё(кё) (Нара), строительство которой должно было начаться в следующем году. Примерно в 768 г. святилище было перенесено со склона горы Микасаяма на нынешнее место. Вход в священные пределы Касуга тайся обозначен большими красными тории. По обеим сторонам - каменные фонари. Их больше двух тысяч, ряды их протянулись до самого святилища. Каждый пожертвован богомольцем или группами паломников, приходившими сюда на протяжении веков. Самые древние относятся к периоду Камакура (1185–1333), самые "молодые" - к началу нынешнего столетия. На многих можно разобрать надписи, указывающие имя дарителя и время, когда было сделано пожертвование. Только дважды в год - в начале февраля, когда отмечается становление весны, и в середине августа - в День поминовения усопших - зажигают в них свечи. Далее аллея ведет мимо сада Манъё, в котором собраны сотни растений и цветов. Поднявшись на несколько каменных ступеней, паломники оказываются прямо перед главными - южными - воротами, представляющими собой постройку с двухъярусной, покрытой корой кипарисовика крышей на окрашенных в красный цвет столбах, очень похожими если не по размерам, то по общему виду на ворота буддийских храмов. За воротами - тесная площадка, обнесенная с трех сторон крытой галереей, с потолка которой свисает множество металлических фонарей, и еще одни ворота, выполненные примерно в том же стиле, что и предыдущие, которые ведут к хондэн - обители божеств, священные символы которых помещены в выстроившихся в один ряд четырех совершенно одинаковых маленьких постройках. Их архитектура отличается простотой форм и напоминает поднятые на сваях зернохранилища в поселениях 2000-летней давности. По архитектурному стилю Касуга тайся напоминает буддийские храмы. Ничего удивительного в том нет, если вспомнить, что ко времени проникновения буддизма на Японские острова у божеств национальной религии только-только начали появляться свои святилища. Впоследствии их сооружение стимулировалось строительством буддийских храмов, и в ряде случаев святилища заимствовали многие элементы их архитектуры. По мере усиления синто-буддийского синкретизма это заимствование заходило настолько далеко, что в ряде случаев только по наличию тории можно было отличить святилище от буддийского храма. Синкретизм проявлялся не только и даже не столько в архитектуре культовых сооружений. С течением времени местные божества были объявлены воплощениями будд и бодхисаттв. Эта участь не миновала и божества Касуга тайся. Свидетельством тому - некоторые мандала (широко распространенные в буддийском искусстве картины). На мандала, нарисованной в 1309 г. и изображающей четыре святилища Касуга, под каждым указано буддийское имя: Такэмикадзути назван бодхисаттвой Фукукэндзяку Каннон, Фуцунуси - Буддой-целителем Якуси, Амэнокоянэ - бодхисаттвой Дзидзо, а Химэ - Одиннадцатиликой Каннон.

Япония от А до Я, энциклопедия.