Значение КАНО ЭЙТОКУ в Энциклопедии Япония от А до Я

КАНО ЭЙТОКУ

(1543–1590) - художник, считается основоположником стиля момояма в японском изобразительном искусстве. В 1566 г. Эйтоку вместе с отцом расписывал ширмы в храме Дайтокудзи. Уже в этой работе Эйтоку проглядывали черты, ставшие позднее доминирующими, поэтому считается, что она открывает историю искусства периода Адзути-Момояма. Особенно известны ширмы "Красные и белые сливы". Изображенная на четырех створках слива широко простирает причудливо изогнутые ветви, ее старый величественный ствол врос корнями в берег потока, где плавают утки. Все это написано смелой, свободной кистью и передает ощущение силы и масштабности. Верхняя часть картины изображает сияющее небо и выполнена с применением присыпки золотым порошком. Известны также ширмы Эйтоку "Виды Киото и его окрестностей", написанные в 1574 г. по приказу Оды Нобунаги. На них красочно, в стиле, приближающемся к ямато-э, изображены улицы Киото, люди на них, лавки, мастерские и другие бытовые подробности жизни города. Все это сделано с размахом, демонстрирующим свободное владение Эйтоку как техникой монохромной живописи суйбокуга, так и полихромной техникой ямато-э. В дальнейшем Эйтоку украсил росписями замок Нобунаги - Адзути, но они не сохранились. После того как Тоётоми Хидэёси сменил Нобунагу на посту военного правителя Японии, Эйтоку поступил в распоряжение Хидэёси, и его творчество получило еще больший размах, соответствовавший масштабам строительства. Он оформлял замки в Осаке и Фусими, дворец Дзюракудай. Созданные им картины были величественны и декоративны. Масштабы и темпы строительных работ Хидэёси были столь грандиозны, что Эйтоку вынужден был писать с невероятной творческой перегрузкой. Поэтому искусствоведы считают наиболее интересными произведениями его ранние работы. Большинство поздних работ Эйтоку погибло вместе с сооружениями, которые они украшали. Среди сохранившихся выделяется "Ширма с изображением китайских львов". Она считается типичной для его творческой манеры. Высота ширмы превышает два метра. На ней на золотом фоне изображены царственно-величавые декоративные львы, которые считались тогда символом власти. Другие художники также рисовали китайских львов, но их львы не отличались такой неукротимой силой и величественностью. Именно Эйтоку удалось зафиксировать наиболее типичное в характере феодальной власти того периода.

Япония от А до Я, энциклопедия.