- синтоистский храм, расположенный рядом с городом Никко. Узкая аллея гигантских японских криптомерий отделяет город от территории храма. Многим из них более 300 лет. Согласно преданию, эти величественные деревья были посажены феодалом Maцудайра Масацуна. Дело в том, что во время строительства храма Тосёгу все феодалы страны должны были вносить свои пожертвования на возведение этого грандиозного памятника. Феодал Мацудайра, гласит предание, был беден, и его пожертвование заключалось в том, что в течение 20 лет он приносил сюда саженцы криптомерий и высаживал их вдоль дороги, ведущей к храму. В настоящее время общая протяженность трех аллей криптомерий достигает 38 км, а самих деревьев насчитывается около 16 тысяч. Гигантская лестница ведет к святыням храма Тосёгу. Храм этот был воздвигнут в память великого сёгуна Токугава Иэясу. Он избрал Никко местом своего вечного упокоения. Строительство храма начал его сын Хидэтада, а продолжил и закончил внук Иэмицу. Хотя официальная дата создания храма - 1636 г., окончательное завершение комплекса относится к 1647 г. В 1652 г., после смерти Иэмицу, на территории храма был построен мавзолей, получивший название "Тайюин". Тосёгу - архитектурный комплекс, состоящий из 22 строений, различных по своему стилю и облику. Основные строения комплекса - величественная лестница, гигантские каменные тории, ворота Ёмэймон и Карамон, увенчанные массивными кровлями, а также скромная усыпальница Иэясу - расположены на одной прямой, поднимающейся по склону горы. Это создает впечатление, что архитектурный ансамбль как бы стремительно взлетает ввысь. Общая площадь, занятая храмом, равна 80 тыс. кв. м. Для создания Тосёгу были приглашены известнейшие мастера и художники того времени. Летописи свидетельствуют, что для украшения строений было использовано 2 489 900 пластинок золота, которыми покрыта площадь в 24 тыс. кв. м. Тосёгу - синтоистский храм, но на его территории буддийские и синтоистские святыни так близко соседствуют друг с другом, а в архитектуре и декоре различных по форме и стилю строений так тесно переплелись приемы различных художественных школ и направлений, что он является, пожалуй, наиболее ярким символом традиционного синкретизма религиозных представлений японцев. Среди архитектурных памятников Тосёгу наибольшей известностью пользуются ворота Ёмэймон и Карамон, выполненные в стиле японского барокко. В декоре этих сооружений, пожалуй, наиболее сильно чувствуется влияние китайских образцов. Поражает обилие деталей, украшающих коллоны, стены и фронтоны ворот. Кажется, что создатели задались целью не оставить свободным ни одного, даже самого незначительного по величине, участка поверхности сооружений. Резные драконы, фениксы, фантастические животные, рыбы и птицы соседствуют с героями древней китайской мифологии и истории. Здесь господствуют красный, золотой, белый, синий и черный цвета, которые начиная с XVII в. занимают особое положение в декоре храмов и мавзолеев. В совершенно ином стиле выполнены другие здания комплекса. Вот, например, небольшое строение, известное под названием "Конюшня Священной Лошади". В декоре этого здания отсутствуют яркие тона, здесь господствуют черный и темно-красный. Единственное украшение - два ряда барельефов. Так, в одном ряду изображены три обезьянки: одна закрыла уши, другая - рот, третья - глаза. Нравоучительный смысл этой сцены связан с буддийской моралью: "Не слышу ничего дурного, не говорю ничего дурного, не замечаю ничего дурного". В традициях древней японской архитектуры, для которой характерны ясность и простота форм, отсутствие нарочитости и излишеств в декоре, выполнены здания трех хранилищ, расположенных напротив конюшни. Архитектурный облик этих строений вызывает аналогии со знаменитым хранилищем Сёсоин в г. Нара. В декоре превалирует золотисто-красноватая гамма цветов. Здания украшены резными барельефами. На одном из фронтонов Верхнего хранилища можно увидеть стилизованные изображения двух слонов. Предание говорит, что они были вырезаны по эскизам художника Кано Танъю (1602–1674), который, в свою очередь, воспользовался рисунком из старинной книги. До сих пор эти строения являются хранилищами церемониальных костюмов, музыкальных инструментов и различной ритуальной утвари, которые используются во время празднеств храма Тосёгу. В создании мавзолеев Токугава в Никко участвовали живописцы школы Кано - Кано Танъю и его братья Кано Наонобу (1607–1650) и Кано Ясунобу (1613–1685), которые были придворными художниками дома Токугава. Предание гласит, что великий живописец Кано Ясунобу нарисовал тушью на потолке одного из помещений святыни серого дракона с открытой пастью. Если в этой комнате кто-нибудь хлопал в ладоши или топал ногой, стены как бы начинали дрожать, казалось, что дракон на потолке рычит... На строительстве храма в Никко одновременно работало свыше 15 тыс. человек. На территории храма Tocёгy собрано 102 каменных светильника, 17 бронзовых и два железных. Большая их часть расположена перед воротами Ёмэймон. Светильники были пожертвованы храму различными феодалами. Разнообразные по форме и отделке, эти светильники - настоящие произведения искусства, и на многих из них изображен герб рода Токугава - трилистник, заключенный в круг. Общее расположение построек храма Тосёгу, высокое мастерство изготовления золотых деталей, использование лака в украшении архитектурных сооружений, стенная роспись, резьба по дереву - все это делает Тосёгу блестящим образцом зодчества и прикладного искусства Японии начала XVII в.
Значение слова ТОСЁГУ в Энциклопедии Япония от А до Я
Что такое ТОСЁГУ
Япония от А до Я, энциклопедия. 2012