нескл. , м.
Разновидность концерта, жанр ансамблево-оркестровой музыки, основанный на противопоставлении группы солирующих инструментов (концертино) и всего оркестра.
Этимология:
От итальянского concerto grosso ‘большой концерт’.
Энциклопедический комментарий:
Кончерто гроссо возник в Италии в середине XVII в. почти одновременно с сольным концертом. Первоначально количество частей было различным (4-7) , со временем господствующее положение занял кончерто гроссо из трех частей: быстрой , медленной и снова быстрой. Наряду со струнными применялись и духовые инструменты. В числе виднейших итальянских авторов был А. Вивальди. В XVIII в. кончерто гроссо получил распространение и в других странах. В Германии близкие к жанру кончерто гроссо сочинения создали И. С. Бах , Г. Ф. Гендель. В ХХ в. в связи с возрождением интереса к старинной музыке некоторые композиторы вновь обращались к жанру кончерто гроссо (М. Регер, И. Ф. Стравинский и др.).