гроссо (итал. concerto grosso, буквально - большой концерт), жанр ансамблево-оркестровой музыки 17-18 вв., основанный на противопоставлении группы солирующих инструментов ( концертино ) и всего оркестра или ансамбля (рипиено, тутти ) . Разновидность концерта . Возник в Италии в середине 17 в. почти одновременно с сольным концертом. Концертино обычно состояло из партий 2 скрипок, виолончели и генерал-баса (состав распространённой в то время трио-сонаты, см. Соната ) . Первоначально количество частей было различным (4-7), со временем господствующее положение занял К. г. из 3 частей - быстрой, медленной и снова быстрой. Наряду со струнными применялись и духовые инструменты. В числе виднейших итальянских авторов К. г. - А. Корелли, Дж. Торелли и А. Вивальди. В 18 в. К. г. получил распространение и в др. странах. В Германии близкие к жанру К. г. сочинения создали Г. Ф. Телеман, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель. В 20 в. в связи с возрождением интереса к старинной музыке некоторые композиторы вновь обращались к жанру К. г. (М. Регер, Э. Кшенек, И. Ф. Стравинский и др.).
Значение КОНЧЕРТО ГРОССО в Большой советской энциклопедии, БСЭ
Что такое КОНЧЕРТО ГРОССО
Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012