(Handel) Георг Фридрих [23.2.1685, Галле, - 14.4.1759, Лондон], немецкий композитор. Зрелое творчество Г. протекало в Англии. Сын придворного цирюльника-хирурга. Как композитор и исполнитель на различных инструментах сформировался под руководством композитора и органиста Ф. Цахау. В 17 лет стал органистом в Галле. В 1703 переехал в Гамбург, где находился единственный в Германии оперный театр во главе с Р. Кайзером, поставивший первые оперы Г. 'Альмира' и 'Нерон'. После закрытия театра (1706) жил в Италии, где создал итальянскии оперы 'Родриго' (1707), 'Агриппина' (1709), ораторию 'Триумф Времени и Правды' (первоначальную редакцию), пасторальную серенаду 'Ацис, Галатея и Полифем' (1708), камерные кантаты, дуэты, терцеты, псалмы. В Италии Г. завоевал славу выдающегося клавесиниста.
В 1710-16 жизнь Г. была связана попеременно с Ганновером и Лондоном. Большой успех имела в Лондоне его опера 'Ринальдо' (1711). С 1720 возглавил в Лондоне оперный театр, создал оперы 'Радамист' (1720), 'Отгон' (1723), 'Юлий Цезарь' (1724), 'Роделинда' (1725) и др. В этих операх Г. опирался на распространённый в Западной Европе тип итальянской оперы-сериа. Однако положение композитора в Англии было трудным. Английская знать предпочитала произведения композиторов-итальянцев, буржуазно-демократические круги видели в итальянских операх Г. ущемление национальных интересов. Особенно сильный удар оперной деятельности Г. нанёс поставленный в 1728 спектакль 'Опера нищих' (текст Дж. Гея, музыка Дж. Пепуша), в котором высмеивалась аристократия и пародировалась итальянская опера (здесь были и цитаты из опер Г.). Театр Г. был закрыт, но композитор продолжал писать оперы: 'Орландо' (1733), 'Альцина' (1735), 'Ксеркс' (1738) и др. Новые крушения надежд привели Г. в 1737 к параличу. По выздоровлении композитор возвратился к творческой деятельности. В творчестве англ. периода Г. не остался в стороне от англ. музыкальных традиций. Он изучал музыку крупнейшего композитора Г. Пёрселла, ещё в 1717-19 им были написаны хоровые произведения в стиле англ. культовой музыки 'Антемы'. Обратившись к популярной в Англии библейской тематике, он создал ораторию 'Эсфирь' (1720; 2-я редакция 1732).
В 1730-х гг. Г. всё чаще обращается к жанру монументальной оратории ('Дебора', 1733, 'Саул', 1739, 'Израиль в Египте', 1739, и др.). В 1740-х гг. оратория полностью вытеснила оперу в творчестве композитора (последняя опера Г. - 'Деидамия', 1741). В 1742 в Дублине с большим успехом была исполнена оратория 'Мессия', в 1743 завершена оратория 'Самсон'.
В 1745-46, во время вооруженной борьбы англичан против попыток реставрации династии Стюартов с помощью шотландской армии, героическое творчество Г. получило наконец всеобщее признание. Произведения Г. этих лет - 'Гимн добровольцев', оратории 'На случай' и 'Иуда Маккавей' принимались с энтузиазмом патриотически настроенной аудиторией. До конца жизни Г. сопутствовала репутация крупнейшего композитора. Неизменным успехом сопровождались выступления Г. в качестве органиста. Слепота и тяжёлая болезнь, поразившие Г. в начале 1750-х гг., не дали возможности завершить ораторию 'Иевфай'.
Оперы (свыше 40) и оратории (свыше 30) занимают ведущее место в наследии Г. В них выразилось тяготение композитора к драматизму и монументальности. Г. стремился драматизировать оперу-сериа, усилил роль оркестра и хора, но не смог до конца реформировать этот устаревший к тому времени оперный жанр. Гораздо свободнее проявились важнейшие черты творчества Г. в жанре оратории. Опираясь на образцы 17 в. (Дж. Кариссими, Г. Шюц) и достижения оперного искусства, Г. создал новый тип оратории, грандиозной по масштабам, демократической по музыкальному языку, повлиявшей на творчество многих западно-европейских и русских композиторов. В своих произведениях Г. не только раскрывал с большой силой личную драму ('Самсон', 'Иевфай'), но и показал страдания и борьбу народных масс. Библейские сюжеты в героико-драматических ораториях Г. выражали стремления и чаяния широких демократических слоев английского народа. Некоторые оратории написаны на античные сюжеты ('Геркулес', 'Альцеста', 'Семела'). Оптимистические концепции ораторий 'Самсон', 'Израиль в Египте', 'Иуда Маккавей' и др. во многом предвосхитили симфонические замыслы Л. Бетховена.
В ораториях Г. использует формы арий, ансамблей и речитативов, но особое значение приобретает в них хор. В хорах Г. выступает, как и И. С. Бах, крупнейшим полифонистом. Значительна в ораториях Г. и роль оркестра (увертюры, эпизоды изобразительного характера, насыщенный тематическим развитием аккомпанемент в вокальных эпизодах). К вокально-инструментальным жанрам относятся также пассионы, кантаты, различные культовые произведения Г.
Инструментальное наследие Г. включает оркестровые концерты. Наиболее популярны 12 кончерто-гроссо, 12 органных концертов в сопровождении оркестра или ансамбля - новый жанр, созданный Г., сонаты и трио-сонаты для различных инструментов, клавесинные сочинения. Особо выделяются произведения для большого оркестрового состава с участием духовых инструментов, предназначенные для исполнения на открытом воздухе, - 'Музыка на воде' (1716), 'Музыка к фейерверку' (1749).
Соч.: Werke. Ausgabe der Deutschen Handelgesellschaft, Bd 1 - 100, Lpz., 1858 - 1902; Hallische Handel-Gusgabe, Ser. 1-4, Lpz. - Kassel, 1955 (изд. продолжается).
Лит.: Роллан P., Г. Гендель, 2 изд., пер. с франц., М., 1934: его же, Портрет Генделя, в его кн.: Музыкальное путешествие в страну прошлого, Собр. соч., т. 17, Л., 1935; Грубер Р. И., Гендель, Л., 1935; Ливанова Т. Н., Музыкальная классика 18 века, М. - Л., 1939; Chrysander F., G. F. Handel, Bd 1-3, 2 Aufl., Lpz., 1919; Flower N., George Friedric Handel. His personality and his times, new ed., L., 1959; Leichtentritt Н., Handel, Stuttg. - [u. a.], 1924; Siegmund-Schultze W., Georg Ffredrich Handel, 3 Aufl., Lpz., 1962; Serauky W., Georg Friedrich Handel. Sein Leben, sein Werk, Bd 3-5, Lpz., 1956-58.
Г. В. Крауклис.