Значение слова ЧИСЛО в Лингвистическом энциклопедическом словаре

ЧИСЛО

— грамматическая категория, выражающая количественные характеристики предметов мысли. Грамматич. Ч.— одно из проявлений более обшей языковой категории количества (см. Категория языковая) наряду с лексич. проявлением («лексич. число»), таким, как числительные или как количеств, обозначения в др. частях речи (ср. «сотня», «единственный», «много», «полно» и т. п.). Как независимая грамматич. категория Ч. свойственно существительным и личным местоимениям (иногда и местоименным сущ. «кто», «что»), остальные лексико-грамматич. разряды слов имеют синтаксич. категорию Ч.: формы Ч. у них согласуются с формой существительного и личного местоимения. Не во всех языках такое согласование обязательно; в аналитич. языках (см. Аналитизм) с разрушенной системой флексий согласование по Ч. может быть спорадическим (напр., в англ. яз. прилагательные и местоимения не согласуются, ср. my son 'мой сыи' — ту sons 'мои сыновья , в глаголе согласование; ЧИСЛО 583 есть только в составных формах с глаголом Ье 'быть' и в 3-м л. ед. Ч., где аффикс -s выражает одновременно лицо и Ч., ср. I am reading 'я читаю' — we are reading 'мы читаем', ne sleeps 'он спит' — they sleep 'они спят'). Наиболее простая структура категории Ч.— бинарная (противопоставление единичности и множественности), она же наиболее распространена. Но есть системы, содержащие также двойственное (изредка — тройственное, четверное) Ч. В существительных такие формы Ч. склонны к исчезновению, слиянию с ед. или мн. Ч.; напр., в др.-рус. яз. было дв. Ч. (дъвв руцв, род./местный п. дъву руку, дат./тв. п. дъвъма рукама), к-рое оставило следы в укр. диал. nei pyui (-i < -в) и в рус. формах типа «ряда» (дв. Ч. дъва ряда, ср. мн. Ч. три ряди) и т. д. В нек-рых языках дв. Ч. представлено только в личных местоимениях, напр. в хануноо (Филиппины): mih 'мы' (эксклюзив) — tan 'мы' (дв. Ч.) — tam 'мы' (инклюзив). В тех языках, где есть синтетич. склонение, категории Ч. и падежа тесно переплетаются, так что один показатель выражает обе категории (в лат., др.-греч., санскрите, ряде слав, языков и др.). Ч. может совмещаться с родом и классными различиями, как в банту языках, где почти каждый лек-сич. класс представлен двумя грамматическими — сингулярным и плюральным (ср. лексич. класс «люди» в ганда: omu-lenzi 'мальчик' — aba-lenzi 'мальчики') или в ст.-славянском, где роды имеют особые числовые парадигмы для ед., дв. и мн. Ч.: стол — стола — столн, село — селв — села, жена — женв — жены; напротив, в совр. рус. языке во мн. Ч. родовые различия стираются. Способы выражения Ч. определяются особенностями языкового типа; прн этом наблюдаются как обязательное, так и факультативное выражение Ч. В тех языках, где Ч.— морфологич. согласовав категория, его выражение образует грамматич. плеоназм (так в синтетич. индоевроп. языках). В нек-рых языках используются служебные слова, напр. артикли (нем. der, die, das/die) или спец. частицы, как в таити [таи — показатель неопредел, множественности, ср. е таи fare '(какие-то) дома', па, паи, tau — огранич. множественность, ср. .па mata 'глаза'); внутр. флексия (ср. араб, rad-3ulun 'человек' — ridjalun 'люди'); редупликация (нндонез. orang-orang 'люди'). Но часто показатель мн. Ч. опускается, если значение ясно из контекста, напр.: венг. ember 'человек' — emberek 'люди', ио ti'z ember 'десять человек', sok ember 'много людей'; иидонез. orang 'человек' — banjak orang 'много людей'. Формы Ч. имеют разл. значения. Для ед. Ч. выделяются 3 семантич. типа: 1) единичность (осн. значение), 2) общность (ср. «Собака — друг человека»), 3) внепарность по Ч.— singularia tantum, вещественные и абстрактные («нефть», «тепло» и т. п.); особую группу в сфере грамматич. сингулярности образуют со-бират. имена (см. Собирательности категория). Для мн. Ч. выделяются 5 семантич. типов: 1) дискретное ми. Ч. (осн. значение); 2) собирательное множество («враги», «друзья»); 3) дистрибутивное множество — тип, представленный, напр., в языке папаго (одни из юто-ацтекских языков) и означающий дисперсионное множество, не локализованное в одном месте (времени), в отличие 584 ЧЛЕН от простого плюрального, означающего нахождение более одного денотата в оп-редел. месте (или в определ. момент времени); 4) репрезентативное множество — означает группу лиц, называемую по одному из ее представителей, ср. япон. Судзуки-тати 'Судзуки и его товарищи', англ. the Browns 'Брауны' (супруги, семья); к этому типу примыкает и т. наз. приблизительное множество (напр., «восьмидесятые годы»); 5) мн. Ч. величия, вежливости («мы» — в королевских и царских документах, рус. вежливая форма «Вы», нем. Sie). Дискретное мн. Ч. может развиваться из собирательного как более древнего типа. Грамматич. отношение между ми. Ч. и ед. Ч. способно стираться в результате лексикалнзацни мн. Ч., ср. семантич. расхождение таких форм, как «вино» — «вина», «гонка» — «гонки», «бег» — «бега», «схватка» — «схватки»,«грязь»— «грязи» и т. п. в Есперсен О., Философия грамматики, пер. с англ., М., 1958; Реформатский А. А., Число и грамматика, в кн.: Вопросы грамматики. Сб. ст. к 75-летию акад. И.И.Мещанинова, М. — Л., 1960: Исаченко А. В., О грамматич. значении. ВЯ, 1961, №1; Бодуэн де Курте-н э И. А., Колнчественность в языковом мышлении, в его кв.: Избр. тр. по общему яэ-зна-нию, т. 2, М.. 1963; Зализняк А. А., Рус. именное словоизменение. М., 1967; Виноградов В. В.. Рус. язык. 2 изд., М., 1972; Кацнельсои С. Д., Типология языка и речевое мышление. Л., 1972; Бондарко А. В.. Теория морфологич. категорий, Л., 1976; Панфилов В. 3.. Фнлос. проблемы яз-знания, М., 1977; Le probleme du nombre, «Bull, de la faculte des lettres de Strasbourg», 1965, mars: Apprehension. Tl 1 — 2, Tubingen, 1982; S e i-1 e r H., Apprehension. # Language, object and order, pt 3. The universal dimension of apprehension, Tubingen, 1986. В. А. Виноградов.

Лингвистический энциклопедический словарь.