— один из языков тибето-бирманской ветви китайско-тибетской семьи (см. Тибето-бирманские языки). Был офиц. языком гос-ва Си Ся (10—13 вв.), занимавшего терр. совр. пров. Ганьсу и Нинся-Хуэйского авт. р-иа в Китае. Число говорящих на Т. я. в нач. 12 в. условно оценивается в 2,5 млн. чел. Особенности фонетич. системы: звонкие согласные отсутствуют, глухие делятся на чистые и придыхательные. Имеется развитая система сонантов, состоящая из носовых ш, п, п, полуносовых пль, nd, ndz, ndz, ретрофлексного г, латерального звонкого Г и глухого lh. Различаются чистые и наэализов. гласные, дифтонги отсутствуют. Слог состоит нз согласной инициали и гласной финали, между к-рыми могут находиться медиали -W-, -1-, -I- и их сочетания -iw-, -iw-. Развитая морфология агглютинирующего типа. Для существительного характерны категории числа и падежа, для глагола — категории лица, времени, вида, наклонения, за- лога, направления. Личные формы не-перех. глаголов согласуются в числе с субъектом, перех. глаголов — с субъектом или объектом. Прилагательное имеет значение интенсивного проявления признака, степени сравнения образуются с помощью суффиксов. Глагольные категории выражаются гл. обр. с помощью префиксов, именные — с помощью суффиксов и послелогов. Над реконструкцией Т. я. работали Н. А. Невский (его труд «Тангутская филология» удостоен Ленинской пр., 1962), Т. Нисида, М. В. Софронов. Лингвистич. источники разных типов приводят к реконструкции двух состояний фонетики Т. я., одно из к-рых описано выше, второе характеризуется дифтонгами и конечными согласными — смычными и носовыми сонантами. Однако не установлено, соответствуют ли они разным периодам истории Т. я. или его разным диалектам 11—12 вв. Иероглифич. письменность для Т. я., содержащая ок. 6 тыс. знаков, была введена в 1036. Осн. типы семантич. структуры знаков идеографические: значимые графич. элемеиты, входящие в состав иероглифа, описывают его смысл (напр., смысл иероглифа «сытый» складывается из двух графич. элементов со значением «желудок» и «полный»). Фонетнч. знаки (иероглифы, образованные по фонетич. способу), состоящие из фонетич. и се-мантнч. элементов или описывающие чтение соотв. слога по методу фаньце, составляют меньшинство. Метод фаньце служит для указания чтения иероглифа с помощью двух других, к-рые предполагаются известными. Начальный согласный первого известного знака совпадает с начальным согласным, а финаль второго известного знака совпадает с финалью искомого чтения иероглифа. Древнейшим датированным памятником является лянчжоуская стела (1094), самым поздним — тангутская часть шестнязыч-ной надписи в воротах Цзюйюнгуань (1345). О Невский Н. А., Тангут. филология, кн. 1 — 2, М., 1960; Нисида Т., Исследования по языку си ся, т. 1 — 2. Токио, 1964—66 (на япон. яз.); С о ф р о и о в М. В.. Грамматика тангут. языка, кн. 1—2. М.. 1968; Ке пи н г К. Б., Тангут. язык. Морфология, М., 1985. М. В. Софронов.
Значение ТАНГАТСКИИ ЯЗЫК в Лингвистическом энциклопедическом словаре
Что такое ТАНГАТСКИИ ЯЗЫК
Лингвистический энциклопедический словарь. 2012