Значение слова СУЖДЕНИЕ в Лингвистическом энциклопедическом словаре

СУЖДЕНИЕ

— 1) смысл предложения, к-рое может быть оценено как истинное или ложное; то же, что пропозиция; 2) употребление предложения, выражающего С. в 1-м значении в утвердительном высказывании, когда оно реально приобретает истинностное значение; то же, что высказывание в логике. Логика со времен Аристотеля отличала С. от средства его выражения — предложения- С одной стороны, С. не обязательно выражается предложением. С др. стороны, не всякое предложение выражает С; так, не выражают С. побудит, или вопросит, предложения («Закрой дверь!», «Где родился Гоголь?»). Не выражают С. повествоват. предложения, содержащие дейктнческие (см. Дейксис) элементы; напр., предложение «Он студент 3-го курса» не выражает само по себе никакого С, поскольку слово «он» имеет в каждом новом употреблении этого предложения другой референт. Смыслом такого предложения является не С., а пропозициональная форма; оно способно выражать С. только в контексте высказывания, когда его переменные (напр., «он») принимают конкретное значение. Определение С. как такой мысли, к-рой присуще быть истинной или ложной, т. е. «претендовать на истинность», принадлежит Аристотелю. Разграничение между С. (в 1-м значении) и высказыванием было сделано Г. Фреге, к-рый проанализировал феномен неутвердит, употребления С. Неутвердительным является употребление С, напр., в контексте предикатов мнения и др. пропозициональных установок с субъектом не 1-го лица («Филипп считает, что столица Никарагуа — Тегусигальпа»), в контексте модальных операторов («Число планет солнечной системы могло бы быть не равно 9»), глаголов говорения и др. В традиционной логике была разработана подробная классификация С. по разл. основаниям. По качеству С. делятся на утвердительные и отрицательные; по кол-ву — иа единичные, касающиеся индивидуализированных объектов или множеств («Нестор — отец русской истории»), о 6-щ и е, касающиеся открытого класса («Человек смертен»), и частные, касающиеся части открытого класса («Некоторые товары портятся при перевозке»); по модальности — на С. действительности (ассерторические), С. возможности (проблематические) и С. необходимости (аподиктические); по отношению — на категорические, условные н разделительные; по форме — на атрибутивные («Сократ грек»), С. отношения («Сократ старше Платона>), экзистенциальные («Единорогов не существует») и др. Традиционная логика изучала преим. атрибутивные С. В атрибутивном С. 32« различаются 3 компонента — субъект, предикат и связка. Другие виды С, напр. С. отношения, экзистенциальные, а также отрицательные («Не все числа простые»), условные, разделительные, проблематические и др., не укладываются в субъектно-предикатную схему. Более детальный анализ структуры С. был дан матем. логикой. • Асмус В. ф., Логика, М., 1947; Ч ё р ч А., Введение в матем. логику, пер. с англ.,-М., 1960; Г о к и е л и Л. П., Логика, т. 1—2, Тб., 1965; фрегеГ., Смысл и денотат, пер. с англ., в кн.: Семиотика и ннформатвка. в. 8, М.. 1977; его же, Мысль: логич. исследование, в кн.: Философия. Логика. Язык, пер. с нем., М., 1987; см. также лит. при ст. Пропозиция. Е. В. Падучева.

Лингвистический энциклопедический словарь.