1) то же, что высказывание . 2) Умственный акт, выражающий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли посредством утверждения модальности сказанного и сопряжённый обычно с психологическим состоянием убеждённости или веры. Отражая глубинную семантику речи (и 'языкового мышления' вообще), С. в этом смысле, в отличие от высказывания, всегда модально и носит оценочный характер.
Если сказанное оценивается только по истинностному значению (модус утверждения: 'Л - истинно' или 'А - ложно'), С, называется ассерторическим. Если утверждается возможность (истинности) сказанного (модус утверждения: 'А - возможно (истинно)' или 'возможно, что А (истинно)'), С. называется проблематическим. Когда же утверждается необходимость (истинности) сказанного (модус утверждения: 'А необходимо (истинно)' или 'необходимо, что А (истинно)'), С. называется аподиктическим. Допустимы, конечно, и иные оценки сказанного, например 'Л - прекрасно' или 'А - неудачно', но такого рода С. пока не нашли формального выражения и изучения в какой-либо логической теории.
В классической логике единственный способ оценки сказанного сводится к первому рассмотренному выше случаю, несказанное и ассерторическое утверждение сказанного, как показывают табл. (1) и (2), с точки зрения этой логики - неразличимы:
А А - истинно
ùА
А - ложно
И
Л
И
Л(1)
Л
И
Л
И(2)
Поэтому в классической логике термины 'С.' и 'высказывание' синонимичны и как самостоятельные объекты исследования С. не выделяются. Предметом специального изучения С. фактически становятся только в модальной логике .
Лит.: Чёрч А., Введение в математическую логику, пер. с англ., т. 1, М., 1960, ¬04.
М. М. Новосёлов.