Значение слова СЛАВЯНИЗМЫ в Лингвистическом энциклопедическом словаре

СЛАВЯНИЗМЫ

— 1) слова, фразеологизмы и словообразовательные элементы старославянского или церковнославянского происхождения в русском языке (напр., «врата», «длань», «кладезь пре- СЛАВЯНИЗМЫ 459 мудрости», приставка низ-/нис-, суффиксы причастий -ащ-, -ущ-); 2) слова, заимствованные неславянским языком из к.-л. славянского языка (напр., фин. kuontalo из вост.-слав. *kodelb, рум. bob из юж.-слав. *ЬоЬъ). С. (в 1-м значении) могли вытеснить др.-рус. эквиваленты («благо»; ср. тот же корень в «Бологое»), разойтись с ними в значениях («горожанин» — «гражданин»), стать стилистич. дублетами («избрать» — «выбрать»). Последние до сер. 19 в. использовались для создания высокого стиля, со 2-й пол. 19 в.— как средство пародирования напыщенного или официозного слога, в 20 в.— как средство создания ист. колорита или речевой характеристики персонажей. Признаки С: неполногласие («брег», «глас»), начальные «а», «е» при рус. «я», «о» («агнец» — «ягненок», «единый» — «один»), «ш», «жд» при рус. «ч», «ж» («пещь» — «печь», «рождать» — «рожать») и др. Осн. масса С. проникла в рус. яз. с принятием христианства (кон. 10—11 вв.) и в период т. наз. второго юж.-слав, влияния (кон. 14—15 вв.). Часть их органически вошла в рус. яз. и служит для образования новых слов, преим. сложных («единоличник», «градостроительство», «мясохладобойня»), к-рые нельзя рассматривать как С. 9 Винокур Г. О., О славянизмах в совр. рус. лит. языке, в его кн.: Избр. работы по рус. языку. М.. 1959; 3 а м к о-в а В. В.. Славянизм как стилистич. категория в рус. лит. языке сер. XVIII в.. Л.. 1975; Успенский Б. А.. К вопросу о семантич. взаимоотношениях системно противопоставленных церк.-слав. и рус. форм в истории рус. языка, в кн.: Wiener slavistisches Jahrbuch, t. 22. W., 1976. H. С. Арапова.

Лингвистический энциклопедический словарь.