Значение ЗАПАДНОСЕМЙТСКОЕ ПИСЬМО в Лингвистическом энциклопедическом словаре

ЗАПАДНОСЕМЙТСКОЕ ПИСЬМО

— квазиалфавнтное письмо, состоящее только из знаков, выражающих «согласный + произвольный или нулевой гласный», с направлением написания справа налево; изобретено, по-видимому, в 1-й пол.—сер.2-готыс. дон. э. в вост. Средиземноморье и применялось первонач. для западных семитских языков. 3. п.— предок мн. алфавитов мира. Предполагаемый обший прототип пока не обнаружен; древнейшие известные варианты 3. п. относятся к четырем типам, различающимся по виеш. форме знаков и характеру начертания, но совпадающим по внутр. структуре: 1) синайско-падестинское письмо — система полукурснвных знаков, имеющих сильно изменчивые очертания в зависимости от времени, места и индивидуальных особенностей писца; частью знаки имеют иек-рое сходство с рисунками (глаз, рыба, змея, голова), хотя в ряде случаев предполагаемое сходство с изображениями — мнимое, отчасти диктуемое желанием увязать синайское письмо с егип. нероглифи-кой как якобы его прототипом. При разнообразии индивидуальных начертаний система в целом, скорее всего, сводима к 22—24 знакам, не считая аллографов. Все надписи — очень краткие граффити, почти ни одна надпись не сохранилась целиком; читаются (без полной уверенности) лишь немногие нзолиров. слова. Датировка неясна (1-я пол.— сер. 2-го тыс. до н. э.?); позднейший (ок. 1200 до н. э.) курсивный алфавит из Избет-Сар-ты (на Ю. Палестины) уже почти совпадает с финикийским алфавитом и по форме знаков, и по их порядку и, возможно, является его вариантом. 2)Ханаанейское, или финикийское письмо — линейное; 22 четко различаемых знака; их азбучный порядок можно считать восходящим ко 2-му тыс. до н. э. Мн. знаки похожи на начертания библского псевдоиероглнфнч. письма (см. Библское письмо); значит, часть знаков совпадает по форме и, видимо, по значению н со знаками синайско-палестин. письма. Сохранились надписи яа камне, металле; древнейшие найдены в Библе (Финикия; ныне Джубейль, Ливан); датировка их спорна, скорее всего — 2-я пол. — кон. 2-го тыс. до н. э. К более позднему времени относятся надписи ва Кипре, в Киликии, в Сардииии, Сев. Африке и т. п. 3) Угаритское письмо — лииейио-кливообразное; техвически сходно с шу-меро-аккад. клинописью, с к-рой оно, однако, по своей ввутр. структуре в по очертаниям знаков генетически не связано. 4) Аравийское письмо — ли-вейное; 28—29 четко различаемых знаков; алфавитный порядок известен не полностью, но сохранился для потомка юж.-аравийского письма — эфиопского письма. Аравийские алфавиты можно разделить на 2 группы: а) использовавшиеся для др.-араб. яз., возможно, с 7 в. до н. э. нли ранее; древнейшее —лихьянит-ское, более поздние — самудское, сафант-ское; знаки линейные, тексты — б. ч. граффити; б) использовавшиеся для древних языков Юж. Аравии — сабейского, минейского, катабанского, хадрамаут-ского (на терр. совр. ЙАР и НДРИ). Памятники — адм., посвятит, и законо-дат. надписи на камне и металле. Древнейшие сохранившиеся надписи не старше 3 в. до н. э., но поскольку Сабейское (Савское) царство существовало уже лет иа 400 раньше, то и письмо, по-видимому, восходит еще ко 2-му тыс. до н. э. Почти половина знаков [', b, g, z, t, 1, m(?), n, c, s(?), q, s, t] восходит к общим прототипам с финикийскими буквами. Исходный юж. протоалфавит содержал 24 знака, т. е. 22 тех же, что и в финикийском, плюс знаки для t, d-. Из букв, не имеющих сходства с финикийским алфавитом, нек-рые имеют, видимо, ближайшие аналоги в синайско-палестин. пошнбах, другие же либо изменены до неузнаваемости, либо ие имеют общих прототипов ни с финикийскими, ни с синайско-палестинскими. Однако для многих из них (как и для финикийских) имеются похожие знаки в библском псевдоиероглнфнч. письме, хотя нет уверенности в сходности также и их значений (кроме юж.-семит, знака t^ к-рый соответствует библскому псевдоиероглнфичес-кому ta). Древнейшее царство на терр. Эфиопии — Аксумское вначале пользовалось юж.-аравийским (сабейским) языком и письмом, а с 4 в. приспособило это письмо к местному языку геэз (с передачей огласовки путем видоизменения формы осн. знаков). Для реконструкции зап.-семит, квазиалфавита существенны заимствования его народами М. Азии и Греции. Финикийское происхождение греч. алфавита (и фригийского), установленное еще др.-греч. учеными, никогда не подвергалось сомнению; его заимствование (видимо, из юж. вариантов финикийской азбуки — Тнр, Яффа) относится к 8, самое раннее — к 9 вв. до н. э. (см. Греческое письмо). Древние малоазийскне алфавиты (лидийский, ликийский, карийский и др.) ранее не привлекались к проблеме истории возникновения 3. п., т. к. сохранившиеся памятники довольно поздние (не ранее 6—4 вв. до н. э.). Но можно предполагать, что были и более ранние памятники, до нас не дошедшие. Так, «паралндийская» надпись (из Лидии на западе М. Азии), видимо, показывает, что в позднейшем лидийском письме добавлен ряд знаков к первонач. алфавиту, еще очень близкому по составу и числу знаков к финикийскому. Формы мн. букв, однако, отличны как от греческих, так и от известных нам финикийских; возможно, что лидийское 8 (f) и общеза-падномалоазийские f w (t\ ts) восходят к юж.-семит, формам букв w и t или ?, по-видимому, конкурировавшим с зап.-семит. формами в нек-рых юж.-финикийских или палестинских местных алфавитах, переходных к аравийскому. Вопрос о происхождении 3. п. упирается в две проблемы: возникновение формы знаков, возникновение внутр. структуры системы письма. Вплоть до 50-х гг. 20 в. почти все внимание было устремлено на первую проблему; наиболее популярны были гипотезы, возводившие форму знаков 3. п. к египетским (либо к иеро-глифич., либо к скорописным; либо непосредственно, либо через синайское письмо), но при этом семиты якобы придали егип. знакам собств. чтения. Эти гипотезы оказались неубедительными. Согласно др. гипотезе, распространенной в сер. 20 в. и имеющей сторонников в 80-е гг. (А. Г. Лундин), формы знаков подбирались к звучаниям по «акрофонич. принципу», т. е. в соответствии со значениями традиционных назв. букв. Но эту гипотезу также нельзя признать убедительной поскольку: 1) назв. букв появились после возникновения соотв. письменности, а возможно, даже н алфавитного порядка (угарит. письменность 14—13 вв. до н. э. имела алфавитный порядок, почти идентичный финикийскому, но назв. букв были иные — слоговые); 2) если для отд. финикийских букв можно усмотреть сходство с предметами, соответствующими их названиям, то о других этого сказать нельзя; 3) не известно ни одного другого случая возникновения письменности по «акрофонич. принципу», а значащие названия букв могли возникать вторично, без всякой связи с формой буквы (ср. сохранение финикнйеко-палестинских названий букв у греков, во введение собственных значащих названий для тех же букв славянами). Т. о., акрофонич. теория не дает ничего для объяснения возникновения внеш. формы знаков 3. п. Скорее всего, они были просто придуманы, возможно, с использованием уже знакомых финикийцам форм библской псевдоиероглифич. системы (может быть, путем отбора знаков типа «согласный + а» — таким, по И. Дж. Гел-бу, было «основное значение» каждого знака). Кстати, если перевести названия букв в ту фонетчч. форму, к-рую они регулярно должны были иметь во 2-м тыс. до н. э., то во всех случаях после первого согласного, дающего название букве, имеется гласный а: *'а-1р-, ba-it-, *ga-ml-, da-It- и т. д. Гораздо более важная проблема — происхождение внутр. формы 3. п. К сер. 2-го тыс. до н. э. на Бл. Востоке существовало 3 типа словесно-слоговых и слоговых письменностей: 1) аккадский, имевший отд. знаки для открытых и закрытых слогов с разными согласными и разными гласными; 2) эгейскнй (напр., крито-микенское, лувийское, библское псевдоиероглифич. письмо), имевший отд. знаки только для открытых слогов; 3) египетский, имевший отд. знаки только для слогов с произвольным или нулевым гласным; в определ. позициях однокон-сонантные знаки могли передавать и «согласный + нуль гласного». Если библское псевдоиероглифич. письмо относилось к типу 2 (Гелб), то 3. п. относилось к типу 3, очевидно, идея его внутр. структуры (но не формы его знаков) заимствована из египетского письма. ЗАПАДНОСЕМИТСК 163 Т. о., к кон. 2-го — нач. 1-го тыс. до и. э. создались три родственные системы линейного письма из 22—28 знаков; каждый нз ннх обозначал «согласный + + произвольный нли нулевой гласный». Такое письмо называется квазиалфавитным или консонантным и является разновидностью слогового письма. Оно ие обязательно передавало один к одному даже и систему согласных фонем; так, финикийско-ханаанейское письмо имело по одному знаку для двух фонем /S/ и /s/, /h/ и /h/, /c/ и /у/; возможно, подобное явление надо предположить и в нек-рых др. случаях. Значит, усовершенствованием было введение т. наз. матрес лекционис — написания согласных', h, w, j для обозначения долгих согласных /5/, /й/, /б/, /i/, /ё/, но этот прием, хотя и вполне обычный к 9—8 вв. до н. э., оставался факультативным; лишь в греч. письме (возникшем из финикийского) были введены обязат. знаки для всех гласных. Финикийско-ханаанейский квазналфа-вит в составе согласных b, g, d, h, w, z, h, t, j, k, 1, m, n, s, «, p, s, q, r, s, t и матрес лекционис', h, w, j употреблялся помимо финикийского яз. ( и его гораздо более позднего варианта — пунического) также для всех др.-зап.-семит, языков, пока оии существовали, и применяется в мо-дифициров. виде и поныне для языка иврит и др. разг. языков евреев, а также для совр. ассирийского (новосирнй-ского). Лишь внешние формы знаков с течением времени менялись до неузнаваемости, в связи с чем различаются след. самостоят, разновидности 3. п.: 1) собственно финикийское (и пуническое) линейное письмо (до 5 в.); 2) ст.-арамейское курсивное письмо (по-видимому, первоначально курсивная форма собственно финикийского); буквы пишутся раздельно и без лигатур, характерная особенность — неразличение букв d и г; офиц. письмо позднеассирнйских ндр.-перс. канцелярий 6—4 вв. до н. э., источник большинства позднейших арамейских вариантов 3. п., а также иран. гетерографич. систем письма (парфянской, ,ср.-перс., хорезмнй-ской, согдийской, а через согдийскую — уйгурской и др. письменностей Центр. Азии); 3) самаритянское письмо, к-рым писала, по-еврейски и на местном арамейском диалекте, секта самаритян (существует поныне в р-не г. Наблус, Палестина); это письмо — стилизация монументального финикийского письма (1); 4) еврейское «квадратное» письмо— стилизация ст.-арамейского курсива (2). Употребляется евреями по крайней мере с 3—2 вв. до н. э. и сохранилось для языка нврнт н других евр. разг. языков — ладино, идиш н др. В 8— 10 вв. для священных текстов была детально разработана система надстрочных н подстрочных дйакритич. гласных на субфонемном уровне (знаки а, а, а, е, i, u, б, 0, э, ё, а, о). Письмо имело н имеет разнообразные формы скорописи, однако слитного письма не развилось. Этим письмом написан Ветхий завет (часть Библии), обширная ср.-век. богословская, филос., худож. лит-ра; 5) паль-мирское письмо — другая, во многом аналогичная «квадратному» письму стилизация ст.-арамейского курсива; буквы раздельные, характерны завитки по углам букв, надлом прямых линий. Сохранились только надписи на камне (надгробия, тариф пошлин), монетах и т. п. У потреб- 164 ЗАПАДНОСЛАВЯНС лялось в арамейском царстве Пальмире в 1-й пол. 1-го тыс. н. э.; 6) набатейское письмо — развитие одного из монументальных вариантов ст.-арамейского письма; обильные лигатуры. Было распространено в Набатейском царстве (ныне Иордания — Синай) со 2 в. до и. э. по 2 в. и. э. (надписи на камне и монетах); источник арабского письма; 7) сирийское письмо; 8) палестинско-христианское письмо, к-рое, видимо, является более отдаленным потомком сирийского письма эстрангела; использовалось арамееязыч-нымн православными христианами Палестины и юж. Сирии в раннем средневековье; 9) мандейское письмо — полу-слнтное, огласованное; развитие одной из арамейских письменностей пальмнрского или ранненабатейского типа, используется носителями вост.-арамейского диалекта — приверженцами гностич. религии мандеизма, небольшая группа к-рых сохранилась на Ю. Ирака; 10) маннхей-ский алфавит (арамейского происхождения), сложившийся в 3 в. для религии манихеев; религ. тексты писались на разных языках. 9 ДирннгерД., Алфавит, пер. с англ., М., 1963; Тайны древних письмен. Сб. переводов, М., 1976; Фридрих И., История письма, пер. с вем.. М., 1979; Г е л ь б И. Е., Опыт изучения письма. (Основы грамматологии), пер. с англ., М., 1982; Лун-дин А. Г., О происхождении алфавита, к Вестник древней истории», 1982, № 2; Driver G. R., Semitic writing from pic-tograph to alphabet, L., 1976; CarbiniG., Sull'alfabetario di 'Izbet Sartah, «Oriens An-tiquus», 1978. XVII; Bees ton A. F. L., South Arabian alphabetic letter order, «Ray-dan», Aden, 1979. И. М. Дьяконов.

Лингвистический энциклопедический словарь.