Значение ФЕХНЕР, ГУСТАВ ТЕОДОР в Словаре Кольера

Что такое ФЕХНЕР, ГУСТАВ ТЕОДОР

(Fechner, Gustav Theodor) (1801-1887), немецкий психолог и философ. Его работы внесли существенный вклад в становление экспериментальной психологии.

Фехнер родился 19 апреля 1801 в Грос-Зерхене, маленькой деревушке на юго-востоке Германии, в Силезии. Его отец, унаследовавший от деда должность деревенского пастора, умер, когда мальчику было пять лет. Фехнера вырастил дядя, также проповедник; юноша окончил гимназию в Сорау, затем медико-хирургическую академию в Дрездене. В возрасте 16 лет он был зачислен на медицинский факультет Лейпцигского университета и прожил в Лейпциге до самой смерти 18 ноября 1887.

Степени доктора медицины Фехнер получил в 1822. В течение 12 лет он зарабатывал на жизнь переводами справочников по физике и химии, а также читал лекции в университете и публиковал результаты своих физических исследований. Переводы и исследования принесли ему достаточный авторитет для того, чтобы в 1834 стать профессором физики Лейпцигского университета.

В 1838 Фехнер опубликовал исследование восприятия цвета. В 1839 он ушел в отставку, однако в следующем году опубликовал исследование зрительных послеобразов (зрительных ощущений, сохраняющихся по прекращении действия раздражителя). Проводя эту работу, Фехнер нанес серьезный вред собственному зрению, слишком долго наблюдая солнце сквозь различные цветные фильтры.

В 1840-е годы окончательную форму приняла его теория панпсихизма. Фехнер считал, что события в материальном мире являются аспектом духовной субстанции. Это учение Фехнер называл Tagesansicht (дневным видением) в отличие от современного ему материализма - Nachtansicht (ночного видения). В своих трудах Фехнер неоднократно возвращался к атаке на материализм, начиная с Книжечки о загробной жизни (Das Bchlein vom Leben nach dem Tode, 1836) до Дневного видения против ночного видения (Die Tagesansicht gegenber der Nachtansicht, 1879). Наиболее выдающимися работами Фехнера являются Нанна, или психическая жизнь растений (Nanna, oder des Seelenleben der Pflanzen, 1848) и Зенд-Авеста, или явления небес и будущей жизни (Zend-Avesta, oder ber die Dinge des Himmels und des Jenseits, 1851). Последняя работа содержала программу развития психофизики, нового научного направления, которое, согласно Фехнеру, должно было разрешить проблему души и тела, установив функциональную взаимосвязь между духовным и материальным мирами.

По свидетельству самого Фехнера, прозрение, согласно которому дуалистическая дилемма души и тела может быть разрешена путем выявления функциональных взаимосвязей между ощущением (психическим проявлением) и вызванным соответствующим стимулом возбуждением (телесным проявлением), открылось ему, когда он лежал в постели утром 22 октября 1850. Зенд-Авеста намечала программу исследований в новой области. Первая половина 1850-х была посвящена экспериментам; новые методы измерения ощущений использовались для получения количественных соотношений между силой ощущения и силой величины вызвавшего его стимула.

Результаты дискуссий по измерению психических явлений, экспериментальным методам и выявленным закономерностям были обобщены Фехнером в 1860 в его классическом труде Элементы психофизики (Elemente der Psychophysik), первой значительной работе в области экспериментальной психологии.

После того как Фехнер проанализировал взаимосвязь телесного и духовного, его интерес переместился в сферу экспериментальной эстетики - область, в которой он явился первопроходцем. В 1865 появилась его первая публикация об измерении эстетического суждения, а в 1876 вышел классический труд Введение в эстетику (Vorschule der Aesthetik). В 1877 Фехнер опубликовал работу На тему психофизики (In Sachen der Psychophysik), а в 1882, через 22 года после Психофизики, вызвавшей к тому времени волну критики, Пересмотр принципов психофизики (Revision der Hauptpunke der Psychophysik).

Кольер. Словарь Кольера.