(ум. ок. 35), первый христианский мученик, был членом иудео-христианской общины в Иерусалиме и, скорее всего, "эллинистом", т.е. эллинизированным (говорящим на греческом языке) евреем. В Деяниях апостолов (6:1-6) упоминается в числе семи "изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости" мужей, избранных Иерусалимской общиной на служение в качестве помощников апостолов.
Убийство Стефана стало началом гонений на активную часть иерусалимской общины, в которых ведущую роль сыграл Савл Тарсийский - будущий апостол Павел (Деян 8:1-3). Стефан обвинялся главным образом в проповеди того, что "Иисус Назорей разрушит" иерусалимский Храм (Деян 6:14 - 8:1). Стефан не мог быть осужден синедрионом, фарисейское большинство в котором оправдало бы его (как оно уже оправдало апостола Петра, Деян 5:34-41), но и римляне не могли обвинить его в притязаниях на царский престол, что инкриминировалось Иисусу Христу. Поэтому первосвященники просто собрали толпу, которая вывела Стефана за городские стены и, с одобрения Савла (в то время занимавшего высокий пост в страже первосвященника), забила его насмерть камнями. Тот факт, что апостолы, в отличие от Стефана, не стали мишенью последующих преследований, указывает на то, что они занимали примиренческую позицию, не пытаясь продолжить открытую антиримскую агитацию, начатую Иисусом. День памяти святого 26 декабря (в Русской православной церкви 4 января по старому стилю).