(Satie, Erik) (1866-1925), французский композитор. Родился 17 мая 1866 в Онфлер. Его отец был музыкальным издателем, мать - композитором и пианисткой. Сати учился некоторое время в Парижской консерватории (1883-1884) у Э.Жиро и Ж.Матиаса. Нуждаясь в деньгах, он подрабатывал игрой на фортепиано в кабачках Монмартра. В те времена он познакомился и подружился с Клодом Дебюсси, который был пленен изящными гармониями Сати. В 1898 Сати переселился с Монмартра в предместье Аркей. В 1905 он решил сменить эстетическую ориентацию и изгнать из своего творчества импрессионизм. Для этого он отправился изучать контрапункт к А.Русселю в "Схола каноторум". Прошло время, и Сати стал во главе художественного кружка, т.н. Аркёйской школы, которая объединяла ведущих парижских композиторов, художников и поэтов. Умер Сати 1 июля 1925.
До сих пор одни называют Сати гением, а другие - шарлатаном. Однако нельзя отрицать, что встреча с ним кардинально изменила мировоззрение Дебюсси. Ранние сочинения Сати, в особенности Три гимнопедии (Trois gymnopdies) для фортепиано соло (1877), основаны на свободном использовании последовательностей нонаккордов, но и до Сати подобный прием встречался у С.Франка и Э.Шабрие. Сати первым ввел последовательности аккордов, построенных по квартам; этот прием появился в его Сыне звезд (Le fils des toiles, 1891). Такого рода открытия были подхвачены практически всеми французскими композиторами; можно утверждать, что Сати предвосхитил многое из того, что характерно для французской музыки направления "модерн".
Первым убедительным результатом занятий Сати в "Схола каноторум" стало сочинение Сократ (Socrate, 1919) для четырех сопрано и камерного оркестра на тексты из диалогов Платона.
Натура Сати причудлива и фантастична. Он обожал давать своим сочинениям немыслимые названия, вроде Трех пьес в форме груши (Trois morceaux en forme de poire, 1903). Любил печатать ноты красной краской и писать к своей музыке абсурдные, на первый взгляд, пояснения, и не любил выставлять тактовые черты. Стиль его мышления был столь нов, что многие отказывались (и до сих пор отказываются) воспринимать Сати всерьез. Однако его влияние на французских авторов ощутимо даже сегодня.