Значение слова СУТТИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

СУТТИ

неправильное чтение английского suttee = санскр. sat? "добродетельная женщина" (см. Сати): название вдовы, сожигающей себя с телом своего мужа или отдельно (если он умер вдали), а также нередко и самого обычая (неправильно). Обычай сожигания вдов не принадлежит к древнейшим индийским институтам, ведущим свое начало из ведийского периода; он возник уже в эпоху господства брахманизма, являясь как бы возведением в абсолютный идеал строгих требований, предъявляемым брахманизмом к супружеской верности вдов. Во всей ведийской литературе, не исключая и самых поздних ее памятников — сутр, обычай С. почти нигде не упоминается, хотя известные разряды сутр (так назыв. шраута-сутры и грхьясутры; см.), содержащие подробные описания погребальных обрядов, должны были представлять много поводов к упоминанию подобного обычая, если бы он в то время существовал. Только одна из самых поздних грхьясутр — Вайкханаса-г. — упоминает об обряде сагамарана (санскр. sahamarana), когда муж и жена сжигаются на одном костре. Во всяком случае у комментаторов термин сагамарана всегда означает сожжение вдов. Апастамба, Гарита и Гаутама цитируются обыкновенно как авторы двустиший о С., но в их законниках — дхармасутрах — нет этих двустиший, хотя Гарита очень подробно говорит об обязанностях женщин. У Вишну встречается в двух местах упоминание об этом обычае, но места эти принадлежат к позднейшей переработке памятника. Даже царские жены, чаще всего подвергавшиеся сожжению, как свидетельствуют прочие памятники, по словам Васиштхи должны содержаться наследником умершего царя. Стихотворные законники Ману, Яджнявалкьи, Нарады также не упоминают о данном обряде, хотя подробно говорят о прочих обязанностях вдов. Только позднейшие авторы, как Дакша, Парашара, Вьясапураны, дают более или менее подробные описания обряда С. Свод подобных мест можно найти в различных юридических комментариях и систематических собраниях индийских законов, начиная с Митакшары (см.). На этом материале основывался Кольбрук в своей статье "On the duties of a faithful Hindu widow" (ср. статью F. Hall, "The source of Colebrooke's Essay On the Duties etc." в "Journ. of the Royal Asiat. Society", т. III, 183, 1868 г.). Единственное место Ригведы (X кн., гимн 18), которое обыкновенно приводилось в доказательство существования обычая С. в ведийском периоде, во-первых, встречается в самой поздней из 10 книг Ригведы, а во-вторых, может быть фальсификацией, хотя и очень древней. Во всяком случае, везде в перечисленных источниках самосожжение вдовы является только возможным с ее стороны актом, приносящим ей великую честь и блаженство; но его может заменить чистая и уединенная жизнь вдовы. В этих же самых памятниках идет речь о праве наследства целомудренной вдовы, не имеющей сыновей. Если вдова решается последовать за своим мужем, то необходимо, чтобы она с соблюдением известного обряда дала себя сжечь вместе с трупом своего супруга, буде он умер дома. Такое сожжение называлось sahamarana (совместная смерть). Если же муж умер вдали от жены и уже сожжен, то вдова могла броситься на костер одна, положив себе на грудь пару сандалий или какую-нибудь другую вещь из одежды своего мужа; это называлось anumarana (последующая смерть). Считалось великим грехом, если вдова в последнюю минуту переменяла решение и сходила с костра. При известных условиях вдова не должна была делаться сати (если осталась беременной или имела маленького ребенка). В обеих эпических поэмах индусов С. играет также малозаметную роль. В Рамаяне есть несколько намеков на него, но ни одна из вдов, фигурирующих в этой поэме, себя не сжигает. В Махабхарате больше указаний на данный обычай: так, в одном месте указывается, что anugamana (то же, что anumarana) есть долг верной вдовы. Там же описывается спор между двумя вдовами Панду из-за чести сгореть вместе с покойным. И здесь, однако, случаи С., ввиду громадного объема поэмы и большого количества вдов царственного происхождения, являющихся в поэме, не могут не быть признаны сравнительно редкими. Иначе дело обстоит в исторических сочинениях и романах, как более поздних литературных произведениях. Так, кашмирская хроника Раджатарангини (см. Кальхана) считает вполне естественным, если после смерти царя вдова его или несколько вдов, нередко с преданными слугами его, подвергают себя сожжению вместе с трупом своего повелителя. В исторических надписях С. также встречается часто; но древнейший памятник, воздвигнутый в честь сожжения вдовы, относится только к 509—10 г. по Р. Хр. Сожжение одной непальской царицы упоминается в надписи 705 г. Из известий классических писателей самые важные — у Страбона и Диодора Сицилийского. Особенно часто совершался обряд С. при магометанских правителях Индии. В царствование Джахангира, когда умер Ман Синг, из его 1500 жен 60 были преданы огню. К концу XVIII в. обычай С. встречался чаще всего в Бенгале, сравнительно редко — в Мадрасском президентстве, в Ориссе, Ганджаме, Раджамундри и Видзагапатаме — довольно часто. При махраттах он был очень распространен, но с водворением англичан в Бомбейском президентстве стал встречаться реже. Еще в 1818 г., однако, в бенгальских провинциях обряд С. был совершен в 839 случаях. У сикхов обычай С. почти не встречался; их священная книга Ади Грантх не предписывала его. Тем не менее исключения встречались и здесь. Обычай С. был запрещен англо-индийским правительством (при лорде Бентинке) в 1829 г. и приравнен к убийству. Случаи С. тем не менее продолжали изредка встречаться и после запрещения. В индийских "независимых" государствах, не подчиненных английскому управлению, обычай держался еще дольше. В 1839 г., по смерти Ранджит Синха, с его телом было предано огню и несколько его жен; в Непале еще в 1877 г., когда умер магараджа Джанг Бахадур, вдова его совершила обряд С. Обычай этот обыкновенно считают "скифским", или туранским, заимствованным от народов татарского или монгольского происхождения. Если принять во внимание позднее появление его в санскритской литературе, преимущественное соблюдение его у царей и раджпутских князьков, а также сожжение вместе с любимыми женами и преданных слуг, то предположение это является довольно правдоподобным. Обычай, по-видимому, первоначально соблюдался в царских и княжеских родах и постепенно получил более широкое распространение, так что был введен и в официальное право брахманов. Подробности и литературу см. у Jolly, "Recht und Sitte", в Бюлеровском "Grundriss der indoarischen Philologie" (т. II, вып. 8, Страсбург, 1896, § 20).С. Булич.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.