Значение НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА - З. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ в Словаре Кольера

Что такое НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА - З. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

К статье НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА

После Второй мировой войны центр внимания переместился с ужасов войны к проблеме вины. Страдания евреев и уничтожение народа при гитлеризме нашли особенно яркое отражение в творчестве двух поэтов - П.Целана (1920-1970) и Нелли Закс (1891-1970), которые подняли эту тему на уровень страданий всего человечества. В 1966 Нелли Закс была удостоена Нобелевской премии по литературе. Среди писателей социалистической ориентации особого упоминания заслуживает Анна Зегерс (1900-1983), с ее романом Седьмой крест (1942) - историей побега из концентрационного лагеря.

Отчаяние истерзанного войной молодого поколения, давшего т.н. "литературу на руинах", отчетливо сквозит в радиопьесе В.Борхерта (1921-1947) На улице перед дверью (1947). Военная тема нашла свое отражение и в сюрреалистическом кошмаре романа Город за рекой (1947) Г.Казака (1896-1966), и в экзистенциалистской атмосфере таких романов Х.Э.Носсака (1901-1977), как Некийя (1947) и Немыслимое судебное следствие (1959), и в поздних стихах Г.Бенна (1886-1956).

В послевоенные годы крупнейших писателей дала швейцарская немецкоязычная литература. Гротескные пьесы Ф.Дюрренматта (1921-1990) Визит старой дамы (1956) и Физики (1962) безжалостно обнажили продажность человеческой натуры. М.Фриш (1911-1991) подтвердил закономерность своей славы такими пьесами, как Бидерман и поджигатели (1958) о неспособности практичного буржуа признать силы анархии и зла и Андорра (1961), где раскрывается психология вновь оживающего расизма. Тема самообретения и отчуждения, впервые затронутая в романах Штиллер (1954) и Homo Faber (1957), обернется причудливой "игрой в повествование" в Назову себя Гантенбайн (1964). Фришевские Дневники 1966-1971 (1972) отражают сложнейшую природу современных художественных и идеологических пристрастий.

После поражения Германии во Второй мировой войне Советский Союз и западные оккупационные державы пытались возродить культурную жизнь страны, поощряя ее поворот к немецким классическим и гуманистическим традициям. В первые годы после войны на востоке Германии в театральном репертуаре, включавшем, например, пьесы Ж.Ануя, Ж.-П.Сартра, Т.С.Элиота, Т.Уайлдера, Т.Уильямса, трудно было найти существенные отличия от репертуара в западных зонах оккупации. Но по мере нарастания "холодной войны" оккупационные державы стали постепенно перестраивать и свою культурную политику. В Восточной Германии терпимость в области литературной политики быстро сменилась диктатом социалистического реализма. Развитие восточногерманской литературы прошло через серию "заморозков", обусловленных в основном внешнеполитическими событиями: 1949-1953 - от образования двух немецких государств до смерти Сталина; 1956-1961 - от восстания в Венгрии до сооружения Берлинской стены; 1968-1972 - от советского вторжения в Чехословакию до дипломатического признания ГДР со стороны ФРГ и международного сообщества; 1977-1982 - от изгнания поэта В.Бирмана до относительной стабилизации. Между "заморозками" в ГДР отмечались короткие периоды либерализации. Для начального периода типичны О тех, кто с нами (1951) Э.Клаудиуса (1911-1976), Бургомистр Анна (1950) Ф.Вольфа (1888-1953) и Кацграбен (1953) Э.Штритматтера (1912-1995). В области драматургии особенно велико было влияние брехтовского театра "Берлинер Ансамбль". П.Хакс (р. 1928), начав с исторических сюжетов, затем обратился к современной проблематике (Заботы и власть, 1962, и Мориц Тассов, 1961-1965). Х.Байерля (р. 1926) в Фрау Флинц (1961) дал социалистическую версию брехтовской Мамаши Кураж. Х.Мюллер (1929-1996) обращался к теме труда (Рвач, 1958), мифологии (Филоктет, 1965) и революции (Цемент, 1972).

Один из самых человечных романов послевоенной литературы, Голый среди волков (1958; в рус. переводе - В волчьей пасти) Б.Апица (1900-1979), повествует о невообразимых усилиях узников концлагеря, спасающих от палачей маленького ребенка. В романе Якоб-лжец (1968) Ю.Беккер (р. 1937) обращается к теме восстания в варшавском гетто. Целый ряд "романов возвращения" ("Ankunftsromane") отобразил сложности перехода от фашистской идеологии к социалистической, например Приключения Вернера Хольта (1960, 1963) Д.Нолля (р. 1927). Г.Кант (р. 1926) в Актовом зале (1964) с изрядной долей юмора поведал об учебе и воспитании молодых рабочих в период формирования ГДР. Биттерфельдское движение (1959) потребовало усиленного внимания к проблемам рабочего класса. Вплоть до 1989 руководство ГДР продолжало поддерживать группы самодеятельных писателей из рабочей среды, давшие начало т.н. "литературе вступления" (по названию романа Бригитты Райман Вступление, 1961) - романы След камней (1964) Э.Нойча (р. 1931), Оле Бинкоп (1964) Штритматтера и др. Криста Вольф (р. 1929) в первом своем романе Расколотое небо (1963) пишет о женщине, вынужденной выбирать между любовью и социализмом.

Западногерманская "Группа 47" ("Gruppe 47") объединяла большинство крупнейших немецких прозаиков и критиков. Двое самых знаменитых, У.Йонзон (1934-1984) и Г.Грасс (р. 1927), переехали на Запад из Восточной Германии. Романы Йонзона Догадки о Якобе (1959) и Третья книга об Ахиме (1961) раскрывают тягостный психологический и житейский разлад в расколотой стране. В трилогии Годовщины (1970, 1971, 1973) за подробными историями жизни встает сама История. К Грассу мировая известность пришла после выхода в свет романа Жестяной барабан (1959). Его герой в трехлетнем возрасте добровольно переставший расти, под комментарий барабанной дроби проживает годы нацизма и послевоенный период, оставляя гротескные записки об этом времени, для чудовищных реальностей которого его искаженное вдение оказывается чрезвычайно точным мерилом. Собачьи годы (1963) устами трех рассказчиков воссоздают широкую картину недавнего прошлого Германии. Поздние работы Грасса сосредоточены на индивидуальных и социальных факторах, включенных в политическую деятельность. Его пьеса Плебеи репетируют восстание (1966) анализирует роль Брехта в восточногерманском восстании 1953. Роман (1969) и публицистическое произведение Из дневника улитки (1972) подвергают испытанию жизненность личных и общественных утопий.

Среди других значительных новейших прозаиков - Г.Бёлль (1917-1985) и А.Шмидт (1914-1979). Обесчеловечению на войне посвящены ранние рассказы и романы Бёлля. Бильярд в половине десятого (1959) и Глазами клоуна (1963) дают нелицеприятный портрет немецкого среднего класса со времен Веймарской республики до эпохи "экономического чуда" ("Wirtschaftswunder"). Симпатии Бёлля к изгоям и жертвам общества, основанного на фальшивых ценностях, особенно заметны в самом его большом экспериментальном романе Групповой портрет с дамой (1971). В 1972 Бёлль стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Вершиной творчества Шмидта, отмеченного художественным поиском, заслуженно считается монументальный Сон Цеттеля (1970).

На немецкой сцене некоторое время преобладал т.н. "документальный театр", ранний образец которого дала пьеса Х.Кипхардта (1922-1982) Дело Роберта Оппенгеймера (1964). Р.Хоххут (р. 1931) успешно ставил в своих пьесах дискуссионные темы. В Наместнике (1963) он обвиняет папу Пия XII в попустительстве уничтожению евреев, в Солдатах (1967) возлагает на У.Черчилля ответственность за смерть главы польского правительства в эмиграции. П.Вайс (1916-1982) положил в основу своей "оратории" Дознание (1965) протоколы франкфуртского процесса над палачами Освенцима. Его наиболее известная пьеса Марат/Сад (1964) крайнему индивидуализму противопоставляет жизнь, отданную революции. Тенденция Вайса переносить на сцену идеологические дебаты заметна и в пьесах Троцкий в изгнании (1970) и Гёльдерлин (1970). Перу знаменитого поэта и крупного издателя Х.М.Энценсбергера (р. 1929) принадлежит пьеса о высадке в Плая-Хирон Допрос в Гаване (1970); писали документальные пьесы также и Т.Дорст (р. 1925) и Д.Форте (р. 1935). Развитие рабочей литературы, связанное с "Группой 61" ("Gruppe 61"), и документальные репортажи Эрики Рунге (р. 1939) и Г.Вальрафа (р. 1942) отразили политический накал тех лет.

Начиная с 1970-х годов в ФРГ наметился отход от политизированной литературы. Произведения австрийца П.Хандке (р. 1942) исследовали психологические и общественные структуры, лежавшие в основе эстетических и языковых условностей. В его Страхе вратаря перед одиннадцатиметровым (1970) воссоздана параноидная реальность, а в Коротком письме к долгому прощанию (1972) - постепенное излечение от подобной картины мира. Утраченная честь Катарины Блум (1975) Бёлля и Рождение сенсации (1977) Вальрафа разоблачали губительное могущество шпрингеровской газетной империи. Под конвоем заботы (1979) Бёлля исследует воздействие терроризма на жизнь и общественные институты Германии. Эстетика сопротивления (1975, 1978, 1979) и "народные пьесы" Ф.К.Крёца (р. 1946) критически осмысливали "пролетарский" период истории и, соответственно, современную жизнь. Однако на первый план выходила исповедальная открытость. От Монтока (1975) Фриша до Ленца (1973) П.Шнайдера (р. 1940) и Юности (1977) В.Кёппена (1906-1996) авторы постепенно переходили от политической проблематики к личному опыту. В театре задавали тон экзистенциальные конфликты Т.Бернхарда (1931-1989; Сила привычки, 1974; Площадь Героев, 1988) и Б.Штрауса (р. 1944; Трилогия новой встречи, 1976).

Тенденция к субъективности и автобиографизму наметилась также в Восточной Германии. Размышления о Кристе Т. (1968) Кристы Вольф обозначили этот сдвиг, повествуя о проблемах молодой женщины, ищущей себя ; Образы детства (1976) и Нет места. Нигде (1979) продолжили эту интимно-психологическую линию. Литература ГДР не прошла мимо темы феминизма, хотя и в социалистическом аспекте (Кассандра, 1984, Кристы Вольф; Франциска Линкерханд, 1974, Бригитты Райман, 1936-1973; Карен В., 1974, Герти Тецнер, р. 1936; Женщина-пантера, 1973, Сары Кирш, р. 1935; Жизнь и приключения трубадура Беатрисы, 1974, Ирмтрауд Моргнер, р. 1933).

Кольер. Словарь Кольера.