К статье НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Ура-патриотизм, наигранный оптимизм и сказочный характер целого ряда литературных произведений конца 19 в. образуют фон, на котором мы рассматриваем современную немецкоязычную литературу. Бунт против этих тенденций начался с возникновением натурализма и не прекращался до тех пор, пока нацисты не надели на литературу смирительную рубашку. Для всего этого периода характерно широчайшее экспериментаторство, когда многие писатели становились добычей того или иного литературного увлечения.
Немецкий натурализм имел предшественников во Франции и Скандинавии. Согласно тогдашним философским и естественно-научным теориям, личность определяли наследственность и среда. Писателя-гуманиста интересовала теперь прежде всего уродливая реальность индустриального общества, с его нерешенными социальными проблемами. Пристальное внимание к окружению выработало тонкую стратификацию речевых моделей.
В поэзии натурализм только расширил круг тем, наиболее типичным поэтом-натуралистом был А.Хольц (1863-1929); в области романа также не было сколько-нибудь ярких открытий. Однако столкновения разнородных персонажей, чья несвобода усугублялась детерминизмом, способствовали появлению ряда драматических произведений, не утративших своего значения. Венский драматург Л.Анценгрубер (1839-1889) первым выступил против социальных пороков своего времени. Впрочем, основной вклад в теорию и практику натурализма внесли северяне. А.Хольц и И.Шлаф (1862-1941) в пьесе Семейство Зелике (1890) своими добросовестными и в конечном счете скучными описаниями будничной жизни обозначили границы натурализма. Г.Зудерман (1857-1928) в Родине (1893) и других пьесах перенес на сцену социальную проблематику.
Непреходящую литературную ценность обеспечил своим произведениям Г.Гауптман (1862-1946), начавший как натуралист и неуклонно расширявший рамки своего творчества, вплоть до классицизма (пьесы на античные сюжеты), в чем он вполне сравним с Гёте. Ранние пьесы Гауптмана, вызывающие в памяти социальные драмы Х.Ибсена, - памятник человеческому страданию, которое он находил и в среде буржуа (Одинокие, 1891), и среди рабочих (Ткачи, 1892). В пьесе Вознесение Ганнеле (1893) наряду с натуралистическим планом наличествует символическая тенденция, представленная религиозными видениями умирающего ребенка. Историческая пьеса Флориан Гейер (1895) выявила ограниченность, поверхностность натурализма. Возчик Геншель (1898) и Роза Бернд (1903) - вершины драматургического мастерства писателя. Многообразие, присущее драмам Гауптмана, обнаруживается и в его повествовательной прозе (Юродивый Эмануэль Квинт, 1910; Приключение моей юности, 1937).
С появлением новаторских работ З.Фрейда центр тяжести в литературе сместился от социальных конфликтов к более субъективному исследованию реакций индивида на окружение и самого себя. В 1901 А.Шницлер (1862-1931) опубликовал повесть Лейтенант Густль, написанную целиком в форме внутреннего монолога, и ряд импрессионистических театральных зарисовок, где сплавлены тонкие психологические наблюдения и картины деградации столичного общества (Анатоль, 1893; Хоровод, 1900). Вершиной поэтических достижений было творчество Д.Лилиенкрона (1844-1909) и Р.Демеля (1863-1920), создавших новый поэтический язык, способный ярко выразить лирический опыт. Г.фон Гофмансталь (1874-1929), соединив стилистику импрессионизма с австрийской и общеевропейской литературной традицией, создал необычайно глубокие стихи и несколько поэтических пьес (Глупец и смерть, 1893). Огромную популярность снискал воссоздавший средневековую мистерию (Имярек, 1911; Зальцбургский большой мировой театр, 1922) и писавший для Р.Штрауса оперные либретто (Кавалер Роз, 1911) Гофмансталь.
Тогда же вспыхнул интерес к творчеству Ф.Ницше (1844-1900), чей деструктивный анализ традиционной морали опирается на его знаменитый тезис "Бог умер". Ницше подчеркивал, что все ценности соотнесены с человеком, а такой подход поддерживал притязания поэтов на индивидуальную интерпретацию места человека в мире и на индивидуальную мифологию. Свои идеи Ницше изложил в работах, имеющих весьма примечательные названия, - По ту сторону добра и зла (1886), О происхождении морали (1887). С точки зрения литературы, блестящий язык Ницше, особенно в работе Так говорил Заратустра (1883-1885), стал образцом для целого поколения, а некоторые идеи философа вылились в замечательные, строгие по форме стихи С.Георге (1868-1933). Георге, поэзия которого связана с французским символизмом и английскими прерафаэлитами, сформировал кружок писателей, находившийся во многом под его влиянием и перенявший от него глубокий интерес к ряду полузабытых аспектов культурной традиции. В противоположность элитарному миссионерству Георге, Р.М.Рильке (1875-1926) был сосредоточен на себе и своем искусстве. Ранние поэтические опыты Рильке свидетельствуют о мистических устремлениях поэта (Книга образов, 1902). Позднее, демонстрируя неповторимую виртуозность формы и языка, он создал стихи, составившие сборник Новые стихотворения (1907-1908); здесь Рильке довел до совершенства т.н. предметный стих (Dinggedicht), т.е. стихотворение, пытающееся воссоздать сокровенную суть вещей и явлений реального мира. Бессмысленные ужасы Первой мировой войны заставили Рильке искать собственное эзотерическое миропонимание в Дуинезских элегиях (1923) и Сонетах к Орфею (1923), которые по праву считаются вершинами немецкой поэзии.
Не менее значительные достижения имели место и в прозе. Т.Манн (1875-1955) - самый выдающийся представитель многочисленной плеяды писателей, среди которых был и его старший брат Г.Манн (1871-1950), известный своими сатирическими и политическими романами. Новеллы Томаса Манна, такие шедевры, как Тристан (1902), Тонио Крёгер (1903) и Смерть в Венеции (1911), отличаются блестящей формой и характерным для всего его творчества ироническим подтекстом. Широк идейно-тематический диапазон его романов: упадок патрицианского купеческого рода (Будденброки, 1901), воспитание молодого человека (Волшебная гора, 1924), старость Гёте (Лотта в Веймаре, 1939), ветхозаветная история (Иосиф и его братья, 1933-1943), трагедия великого музыканта на фоне Второй мировой войны (Доктор Фаустус, 1947). Высокую репутацию Манна достойно поддержали сатирический роман Признания авантюриста Феликса Круля (1954) и множество эссе.
Если у Томаса Манна центральной темой была дихотомия жизни и искусства (частный случай - антитеза "бюргер - художник"), то Ф.Кафка (1883-1924) в посмертно опубликованных романах Процесс, Замок и Америка поставил проблему существования как такового. В своей визионерской объективации прихотливых процессов человеческого мышления, в конечном счете направленных к разгадке вечной тайны бытия, Кафка создал собственный мифологический мир, и его творчество оказало большое влияние на европейскую литературу. Ни Человек без свойств (1930-1943) Р.Музиля (1880-1942) с его психологизмом, ни эффектные романы Я.Вассермана (1873-1934) с их утверждением человеческих ценностей, ни интеллектуальная проза Г.Броха (1885-1951), в частности Лунатики (1931-1932) и Смерть Вергилия (1945), не идут в сравнение с глубоко оригинальным вкладом Кафки в литературу. Выразительный размах и главная тема (крушение монархии) Музиля обнаруживаются и в романах его соотечественника Х.фон Додерера (1896-1966) Штрудльхофская лестница (1951) и Бесы (1956). Ранние произведения Г.Гессе (1877-1962), проникновенные автобиографические романы Х.Кароссы (1878-1956) и поиски "чистой" жизни в романе Простая жизнь (1939) Э.Вихерта (1877-1950) тесно связаны с немецкой литературной традицией. Поздние романы Гессе отражают смятение индивида после Первой мировой войны и свидетельствуют о влиянии психоанализа (Демиан, 1919; Степной волк, 1927) и индийского мистицизма (Сиддхартха, 1922). Главный его роман, Игра в бисер (1943), соединяя в себе утопию и реальность, как бы подытоживает взгляды писателя. Переломные исторические эпохи, кризис религиозного сознания были излюбленным материалом для таких прекрасных романистов, как Рикарда Хух (1864-1947), Гертруда Ле Форт (1876-1971) и В.Бергенгрюн (1892-1964), тогда как С.Цвейга (1881-1942) привлекали демонические порывы великих исторических личностей.
После Первой мировой войны настоятельно заявила о себе потребность в новых ценностях. Экспрессионисты громко и резко провозгласили реформу общества и индивида. Миссионерский пыл вызвал к жизни выдающиеся стихи пророческого Г.Тракля (1887-1914) и Ф.Верфеля (1890-1945). Ранняя проза Верфеля тоже относится к экспрессионизму, но в более поздних его романах возобладали исторические и религиозные мотивы (Сорок дней Муса Дага, 1933; Песнь Бернадетте, 1941). Точно так же А.Дёблин (1878-1957) после социально-психологического романа Берлин, Александерплац (1929), стилистикой ("поток сознания") напоминающего Дж.Джойса, обратился к поискам религиозных ценностей. Экспрессионистская драма также возглашала революционные идеалы, которые в известном смысле предвосхитил Ф.Ведекинд (1864-1918). Свое видение нового подхода к искусству и назначению театра изложили драматурги Э.Барлах (1870-1938), Г.Кайзер (1878-1945) и Э.Толлер (1893-1939).
С приходом к власти национал-социалистов началась массовая эмиграция писателей из Германии. Но даже те немногие, кто остался в стране, как Вихерт и Э.Юнгер (1895-1998), сопротивлялись нацистской идеологии. К.Цукмайер (1896-1977) развивал в своих пьесах реалистические традиции; знаменательны его сатира на бюрократию и военщину Капитан из Кёпеника (1930) и антинацистская пьеса Генерал дьявола (1946), написанная в США. Многие произведения Б.Брехта (1898-1956) также были написаны в эмиграции. Доходчивость языка и последовательное претворение в жизнь принципов неаристотелевского "эпического театра" снискали ему всемирную славу. Лучшими пьесами Брехта по праву считаются Мамаша Кураж и ее дети (1941) и Кавказский меловой круг (1945).
Первая мировая война вызвала к жизни целый ряд значительных произведений: апокалипсические сцены Последние дни человечества (1919) венского эссеиста К.Крауса (1874-1936), иронический Спор об унтере Грише (1927) А.Цвейга (1887-1968), необычайно популярный роман Э.М.Ремарка (1898-1970) На Западном фронте без перемен (1929). Впоследствии Ремарк закрепил этот успех остросюжетными романами (Триумфальная арка, 1946).