Значение МУСУЛЬМАНЕ: АББАСИДСКАЯ ИМПЕРИЯ в Словаре Кольера

МУСУЛЬМАНЕ: АББАСИДСКАЯ ИМПЕРИЯ

(750-1258)

К статье МУСУЛЬМАНЕ

Победа Аббасидов ознаменовала окончательный переход от арабского мусульманского государства к обширной мусульманской империи, населенной десятками народов. Арабский язык оставался языком религии и администрации, продолжая вытеснять местные языки, властвующая династия имела арабское происхождение; однако процесс смешения арабов с местным населением шел все быстрее во всех районах, где не преобладал кочевой образ жизни. Арабы утратили контроль над армией; первые Аббасиды полагались на хорасанские войска для того, чтобы удержать власть. В 762 халиф аль-Мансур построил новую столицу, Багдад, на реке Тигр, неподалеку от старой персидской столицы, Ктесифона. Аббасиды переняли у персов порядки придворной жизни и администрации, в частности сложный дворцовый церемониал и многочисленный двор, в котором шла подспудная борьба за власть. Халиф редко появлялся на публике, но каждый его выход обставлялся с необыкновенной пышностью. Правил он через главного министра, или визиря (вазира), должность которого существовала в Иране до арабского завоевания. Самыми известными визирями были члены могущественной иранской семьи Бармакидов, которые управляли империей примерно с 752 по 803.

В связи с усвоением персидской традиции монархического правления и связанной с ней политической практики выдвинулся своеобразный новый тип бюрократии - катибы (араб. "катиб" - "писец", "каллиграф"). Их прототипом послужили дабиры - писцы в империи Сасанидов.

О великолепии придворной жизни Аббасидов больше всего напоминают годы правления наиболее выдающегося халифа этой династии, Харуна ар-Рашида (786-809), известного во всем мире благодаря сказкам Тысячи и одной ночи.

См. также:

МУСУЛЬМАНЕ: АББАСИДСКАЯ ИМПЕРИЯ - А. РЕЛИГИЯ ПРИ АББАСИДАХ

МУСУЛЬМАНЕ: АББАСИДСКАЯ ИМПЕРИЯ - Б. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЕ ВЛИЯНИЯ

МУСУЛЬМАНЕ: АББАСИДСКАЯ ИМПЕРИЯ - В. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ВЛАСТИ АББАСИДОВ

Кольер. Словарь Кольера.