К статье КОРЕЯ: ИСТОРИЯ
Вопросы о времени возникновения этого государства и его местонахождении остаются пока дискуссионными. Корейские ученые считают, что Древний Чосон существовал уже во 2 в. до н.э., а создавшие его племена проживали на территории южной части современного Северо-Восточного Китая и на севере Корейского полуострова. В сочинении китайского историка Сыма Цяня (2 в. до н.э.) Ши цзи ("Исторические записи") упоминается китайский военоначальник по имени Ви Ман (кит. Вэй Ман), который сверг правителя Чуна и утвердился на престоле в 194 до н.э. Чун, согласно китайским источникам был потомком знатного рода, основателем которого в Чосоне, согласно легенде, был знатный сановник из Китая Киджа (кит. Ци Цзы). Ранние китайские источники свидетельствуют, что Киджа с группой приверженцев династии Шан прибыл в Чосон после падения этой династии в 1122 до н.э.
Кидже предшествовал чисто легендарный мифический персонаж - Тангун. Согласно мифу о Тангуне (самая ранняя из сохранившихся до наших дней запись которого имеется в памятнике 13 в. Самгук юса Ирёна), Тангун был сыном Небесного владыки и "женщины-медведицы". В 2333 до н.э. Тангун основал государство, получившее название Чосон. Традиционная хронология, используемая в Южной Корее, до сих пор опирается на указанную дату.
Созданное Ви Маном государственное образование утратило независимость в 108 до н.э., покоренное китайцами. В целях политической консолидации завоеванной территории китайцами были образованы четыре префектуры. Главным из них был Лолан (кор. Аннан или Наннан), со столицей на месте Пхеньяна, где вскоре возникла процветающая китайская община.
Префектура в Лолане оказала сильное воздействие на ход социально-хозяйственного развития Кореи первых веков нашей эры. Железные орудия, привнесенные китайскими колонистами, способствовали развитию земледелия и военного дела. Из Китая была заимствована иероглифическая письменность, стали проникать основы древнекитайских религиозных систем, представления об управлении страной. Однако с самого начала своего создания китайские префектуры встретили активное противодействие местных племен. Три из четырех префектур были вскоре ликвидированы, дольше всех продержалась префектура Лолан. В ходе совместной борьбы против китайцев укреплялись контакты корейских племен, оформлялись основы возникавшего на севере государства Когурё.
Государство Когурё сложилось примерно во 2-3 вв. (согласно традиционной хронологии, это произошло в 37 до н.э.) со столицей Куннэсом на правобережье среднего течения р.Амноккан и подчинило себе часть территории современного Северо-Восточного Китая. В конечном счете в 313 Когурё завоевало земли Лолана и затем пыталось завладеть северной половиной Корейского полуострова.
На юге Корейского полуострова в период подъема Лолана сложились племенные объединения "сам хан", что послужило основой для возникновения двух государств: Пэкче на юго-западе, на землях Махан (традиционная дата 18 до н.э.), и столетием позже, примерно в 4 в., Силла на юго-востоке, близ современного города Кёнджу, на землях Пёнхан (традиционная дата - 57 до н.э.). Кроме того, в плодородной дельте р.Нактонган образовалось государство Кая (Тэкая).
Период трех государств (1 в. до н.э. - 7 в.). Когурё, Пэкче и Силла вступили в борьбу за господство над полуостровом. Вначале казалось, что победителем окажется Когурё. Его вану - Квангэтхо ("Расширитель земель") (391-412), в начале 5 в. удалось лишить Пэкче владений в долине р.Ханган и во всей центральной области, известной ранее как Чинхан. Однако с переносом столицы Когурё в 427 в Пхеньян на полуострове окрепли силы, которые стали угрожать этому государству с тыла. К тому же Пэкче и Силла вскоре объединились, чтобы дать отпор общему врагу.
К 500 Когурё утратило земли в бассейне р.Ханган, контроль над которыми перешел к Силла. Это не только дало Силла стратегическое преимущество, но и позволило наладить прямые связи с Китаем через Желтое море. Теперь уже государство Силла было вынуждено столкнуться с противодействующей коалицией.
Силла оказалась в состоянии удержать свои владения и даже присоединила к себе государство Тэкая в 562, но не могло победить Когурё и Пэкче. Поэтому ему пришлось искать союзника в лице Танского Китая (618-907). Еще ранее императоры из династии Суй (589-619), предприняли два похода против Когурё, однако были разбиты предводителем когурёских войск Ыльчи Мундоком. Танские правители помнили об унизительном поражении и с готовностью откликнулись на предложение о союзе со стороны королевства Силла. Совместно действовавшие армии под командованием короля Мурёля, военачальника Ким Юсина и Танского Китая одержали победу над Пэкче в 660 и вынудили Когурё к капитуляции в 668.
Некоторые черты социального и политического устройства Силла уникальны. Хвараны ("цветы юности") объединялись в отборные воинские подразделения, где и проходили подготовку в качестве будущей элиты страны. Система кольпхумпум ("ранг человека") жестко делила аристократические роды по старшинству. Из высших выдвигались монархи, а места в служебной иерархии предоставлялись в строгом соответствии со степенью знатности. Этот чрезвычайно сильный аспект дополнительно подчеркивался наличием хвабэка ("совета старейшин"). Первоначально в него входили главы племен, а затем данный совет превратился в собрание аристократов, наделенных правом определять порядок наследования престола и налагать, в крайних случаях, вето на королевские решения. Эти привилегии феодальных верхов при слабости королевской власти ощущались и на более поздних этапах корейской истории.
Наиболее утонченная культура среди Трех государств была, видимо, свойственна государству Пэкче. Этому средневековому корейскому государству во многом обязана своим развитием раннеяпонская цивилизация. Ныне с главными достижениями искусства эпохи Пэкче можно ознакомиться в одном из центров древней японской культуры и государственности - в Ямато (Нара). В самой Корее также осталось немало памятников культуры Пэкче, среди которых великолепные декоративные изразцы, богатые гробницы, изделия из золота, буддийская скульптура.
Величественные каменные гробницы правителей Когурё содержат на своих стенах превосходные росписи, принадлежащие к лучшим образцам азиатского искусства. В захоронениях королей Силла обнаружены оригинальные короны из золота, выразившие менее китаизированную духовную атмосферу этого государства.