К статье ИНДИЯ
Индия - огромная страна с богатой историей. Индийская культура отличается внутренней целостностью при всем многообразии кастовых, национальных, лингвистических и религиозных особенностей различных групп населения. Частично обнаруживаются наложения, когда, например, территории с доминирующим этносом характеризуются также и языковым единством. Основной разграничительный барьер образуют горы Виндхья, которые простираются через центральную Индию и отделяют Индо-Гангскую равнину на севере от полуострова Индостан на юге. На севере страны говорят на индоевропейских языках, а на юге - на дравидских (кроме маратхов). На юге предпочитают браки между родственниками, включая двоюродных сестер и братьев, а в общинах на севере (кроме мусульманских) подобное супружество считается инцестом. Разница прослеживается также в характере питания, одежде, типах жилищ и других элементах материальной культуры. Северяне основывают рацион питания на пшенице, южане - на рисе. Заметные расхождения обнаруживаются также в кастовой системе, сложившейся в Северной и Южной Индии.
В Центральной Индии уцелел выполнявший роль барьера пояс расселения племен, из которых бхилы обитают на ее западе, а санталы и связанные с ними малые народы на востоке. Все они в культурном плане отличаются друг от друга, но в еще большей мере - от остальной части населения страны. Малолюдные этносы сосредоточены почти исключительно в горных районах, что позволяет предполагать, что они были оттеснены туда более сильными соседями.
Уникальный кастовый строй Индии сказался на всех приверженцах ее главных конфессий: индусах, сикхах, джайнах, христианах и мусульманах. Иерархически организованная пирамида каст обеспечила сосуществование глубоко дифференцированных социальных групп с разным образом жизни и способствовала выработке давних традиций терпимости, характерных для Индии. См. также КАСТЫ .
Образ жизни. Индия остается прежде всего аграрной страной. В ней насчитывается приблизительно 0,5 млн. деревень с населением более 600 млн. человек. Однако дорожное строительство и совершенствование транспорта ускоряют процессы урбанизации. В Индии прослеживаются заметные территориальные различия в материальной культуре. В областях на северо-западе Гималаев возводят солидные дома из камня и дерева, тогда как во многих северо-восточных районах страны их строят из бамбука и ставят на сваи. На западном побережье дома имеют покатую черепичную кровлю, чтобы быстро стекала вода при муссонных ливнях, а в засушливых местностях плоскогорья Декан крыши сложенных из кирпича жилищ плоские и на них сушат зерно, а летом в жару спят.
В штате Керала зажиточные землевладельцы из касты наяр предпочитают добротные дома, сооруженные с использованием камня или плитняка, черепицы и местных древесных материалов. Такие дома с черепичными крышами и обеспечивающими прохладу верандами имеют уютные дворики. На западе Уттар-Прадеша, в Пенджабе и Харьяне богатые раджпуты и джаты ставят по два строения. В одном из них живут женщины и размещается кухня. В другом, называемом чаупал, выделено помещение для содержания домашнего скота, но главное заключается в том, что в нем собираются для общения мужчины. С этой целью в чаупале, наличие которого свидетельствует о высоком социальном положении его владельца, имеется специальный кирпичный помост, где мужчины покуривают, сидя на плетеных лежаках-чарпоях.
Искони семьям из низких каст не дозволялось возводить дома, подобные тем, которыми владеют члены высоких каст. После обретения Индией независимости земледельцы, принадлежащие к деревенской элите, начали сооружать усадьбы, применяя для этого кирпич, цемент, стекло и сталь.
Пищевые предпочтения тоже несут отпечаток кастовой иерархии. Среди индусов особенно почитаются вегетарианские касты, полностью исключившие из рациона продукты животного происхождения. Ниже стоят члены каст, не придерживающихся вегетарианства, которые подразделяются, в свою очередь, на потребителей мяса чистого (баранина и козлятина) и нечистого (свинина и птица). Низшую ступень занимают те, кто не отказывается от говядины (корова - священное животное индусов).
Потребление алкоголя тоже символизирует принадлежность к низкой касте. Ортодоксальные члены высоких каст полностью воздерживаются от его употребления. Однако и в этом отношении бывают заметные различия. В городах средний класс все решительнее предпочитает спиртные напитки западного типа, хотя многое определяют кастовые и религиозные установки.
В Гималаях и других горных местностях жители бывают укутаны в теплое платье, тогда как в южных штатах Керала и Тамилнад тело прикрывают лишь два куска бумажной материи: одним опоясываются вокруг талии, другой либо перекидывают через плечи, либо обматывают вокруг головы для защиты от солнца. В Керале по традиции даже женщины обходились теми же двумя полосами ткани.
На Индо-Гангской равнине, где зимы относительно суровые, а летом очень жарко, требуются два комплекта верхней одежды. Самые бедные, не располагая такой возможностью, в холодное время года заворачиваются в шерстяные одеяла. Головные уборы и обувь весьма необходимы на севере Индии, тогда как многие южане их не носят.
Индия обладает огромным по численности урбанизированным населением, в городах сосредоточена 1/3 всех жителей. Там обычно четко выражены различия между старинными центральными кварталами и районами новой застройки. В исторических центрах городов здания примыкают друг к другу, улицы узки и извилистые; обитатели скученных жилых строений группируются на базе таких критериев, как родство, кастовая, этническая, языковая и религиозная принадлежность. Напротив, в новых кварталах дома располагаются на отдельных участках, улицы прямые и широкие, а население более смешанное по составу, поскольку подбирается на основе скорее социальных показателей, чем кастовых или конфессиональных принципов.
Семейные узы сильны повсюду, за исключением городских трущоб, где браки утратили былую устойчивость. Традиционно в зажиточных и высоких кастах предпочтение отдается большой, или неразделенной семье, а у малоимущих - нуклеарной. Однако в любом случае сохраняется стремление поддерживать разветвленные связи с родственниками, что служит формой социальной защиты в условиях бедной страны.
У средних городских слоев ориентация на малодетную семью обнаруживает тенденцию превратиться в норму. В трущобах городов и у деревенской бедноты плодовитость женщин по-прежнему высоко ценится, и появление сына - будущего кормильца считается важным событием, обеспечивающим продолжение рода. На селе для малоимущих был до недавнего времени типичен обычай отдавать сыновей в услужение в дом богатого патрона. Такая практика до сих пор не изжита у очень бедных семей, несмотря на то, что дети до 14 лет обязаны посещать школу в соответствии с законом об обязательном обучении, а принудительная отработка задолженности "постоянными слугами хозяйства" запрещена в 1976.
Речь идет о системе, в рамках которой мальчик или взрослый мужчина поступает в домохозяйство местного землевладельца-заимодавца на роль закабаленного батрака или лакея - в порядке отработки ссуды, взятой им самим или опекающим его лицом. Теоретически отношения зависимости прекращаются, когда удается выплатить долг и проценты. На деле же, однако, еще раньше заемщик обычно обращается за новой ссудой, что продлевает прежнее соглашение. Многие постоянные слуги привязаны к своему патрону на всю жизнь. Нередко их детям ничего не остается, как следовать по стопам отцов.
Закон о запрещении кабального труда, принятый в 1976, требовал от властей штатов выявить, освободить и обеспечить защиту прав "постоянных слуг хозяйства". В некоторых штатах было оказано противодействие принятию акций против хозяев-работодателей, поскольку в качестве таковых выступали богатые землевладельцы. Обследование 1976 показало, что постояннях слуг насчитывалось 2,8 млн. человек во всей стране, среди штатов в этом отношении лидировали Уттар-Прадеш и Бихар.
Обычные поденщики и сезонные рабочие заняты 8-10 часов в сутки, получая плату по заранее оговоренным расценкам. У женщин она вдвое меньше, чем у мужчин. В большинстве штатов установлен официальный минимум заработной платы, но законы выполняются далеко не повсеместно. В областях с крепким сельским хозяйством, например в Пенджабе и Харьяне, ставки оказываются достаточно высокими, особенно в уборочную страду, чтобы привлечь временных мигрантов из бедных аграрных районов.
Уровень грамотности в 1991 составил 52% (против 44% в 1981), причем для мужчин этот показатель равнялся 64%, а для женщин 39%.
Национальные и социальные движения. В период независимости, когда складывается новая политическая и экономическая ситуация, расцветают различные общественные организации и яснее обнаруживаются унитарные и сепаратистские тенденции. Чувство религиозного единства получило мощную поддержку после появления на политической карте Южноазиатского региона суверенных Индии и Пакистана и сопутствовавших разделу кровавых событий.
Одним из прямых последствий возникновения Пакистана стало укрепление индийской националистической организации "Раштрия сваям севак сангх" (РСС), которая ставит задачей создание индуистского государства. Эта организация отличается внутренней сплоченностью, издает газету "Органайзер" в Дели.
Продолжает свою деятельность Мусульманская лига.
Акали Дал выражает позиции сикхов в Северо-Западной Индии и выступает в качестве политической партии в Пенджабе. Она тесно связана с "Широмани гурдвара прабхандек самити", контролирующей сикхские храмы. Сикхи образуют преуспевающую и сплоченную общину, широко представленную в вооруженных силах, промышленных кругах, оптовой и розничной торговле и пользующуюся немалым влиянием. Среди них в 1980-x годах проявилось движение за создание независимого сикхского государства Халистана.
Реорганизация штатов, проведенная в 1956 по лингвистическому принципу, дала толчок обострению национальных чувств в регионах. Тех, кто говорит на местном языке, считали "своими", или "сынами земли", а остальных - чужаками. Подобного рода настроения впервые наглядно проявились в Бомбее в 1960-x годах, когда жители, говорящие на маратхи, обнаружили, что "аутсайдеры" из Тамилнада, Кералы и Карнатаки угрожают вытеснить их со службы в учреждениях и из торговли. Возникшее общественное движение "Шив сена", которое возглавил местный журналист Бал Такре, предприняло насильственные действия против различных групп южноиндийцев, их лавки подвергались разграблению, а сами они - нападениям. В 1980-х годах "Шив сена", настаивавшее на том, чтобы большинство должностей в Бомбее было зарезервировано за уроженцами Махараштры, оформилось в политическую партию.
Ассам тоже стал ареной подобного движения - "Лечит сена", которое зародилось в 1960-х годах. На протяжении нескольких десятилетий местная интеллигенция смогла удостовериться, что ей трудно соперничать с более образованными бенгальцами; в бизнесе господствующее положение заняли марвари. В 1970-х годах происходила мощная миграция непальцев в Ассам, что ужесточило конкуренцию за рабочие места в торговле и в малоквалифицированных профессиях. Ситуация еще более обострилась с притоком беженцев из Бангладеша, где в 1971 вспыхнула война. Ассамцы из опасения, что они на своей родине окажутся в итоге в меньшинстве по сравнению с населением, говорящим на бенгали, начали требовать выдворения из штата всех "иностранцев".
Движение "сынов земли" получило распространение также в Карнатаке, чья столица Бангалор превратилась в один из наиболее быстро развивающихся городов Индии, привлекающих опытных и умелых работников из разных частей страны, особенно из соседних Кералы и Тамилнада.
В 1970-1980-х годах политические партии страны стремились установить отношения с этими движениями. Правительству пришлось согласиться с требованием, чтобы коренные жители имели преимущественное право на получение малоквалифицированной работы. В середине 1980-х годов на северо-востоке были образованы два новых штата. Однако населению районов Сантал-Парганас и Чхота-Джхаркханд в Центральной Индии было отказано в реализации аналогичных устремлений, которые набрали силу в 1950-х годах. В Кашмире мусульмане открыто выражают намерение отделиться от Индии, выдвигая религиозные и социальные требования.
На юге страны еще в 1916 зародилось "движение угнетенных классов", требовавшее более широкого доступа к образованию, квот на рабочие места в государственных учреждениях и на депутатские мандаты в законодательных органах. В Тамилнаде движение угнетенных классов переросло в фундаменталистское тамильское, на базе которого возникла политическая партия "Дравида мунетра кажагам" (ДМК). Ей удалось прийти к власти в штате в 1960-х годах. Отделившаяся от нее общеиндийская Анна ДМК во главе с известным киноактером М.Г.Рамачандраном возглавляла правительство Тамилнада с 1977 по 1987.
Движение пантер-далитов, объединившее в Бомбее интеллектуалов из бывших неприкасаемых каст, было организовано по образцу "черных пантер" в США. Оно отрицает кастовое деление, любые формы неравенства и систему парламентаризма. Пантеры считают своей задачей построение эгалитарного общества путем борьбы с высшими кастами и крупными предпринимателями.
В 1974 пантеры призвали к бойкоту парламентских выборов в Бомбее. Оно организовали демонстрацию, которая привела к стычке с полицией, в которой служат преимущественно члены высоких маратхских каст. Это движение впоследствии раздробилось на фракции, но его идеи и в 1990-х годах не утратили привлекательность для молодежи из бывших неприкасаемых.
Истоки движения наксалитов, распространившегося в тхане Наксалбари в Западной Бенгалии, восходят к середине 1960-х годов. Группировкой руководили интеллектуалы, принадлежавшие к среднему классу, которые сумели увлечь идеалистически настроенную молодежь лозунгами ликвидации крупных землевладений и распределения отчужденных земель среди деревенской бедноты. Лидеры движения, разуверившись в официальном аграрном законодательстве, решили, что для изменения эксплуататорской и иерархической сущности социального строя Индии необходима революция. Группировка была разгромлена в 1970 силами центрального правительства при поддержке леворадикальных властей штата Западная Бенгалия. Лозунги наксалитов в 1990-х годах были подхвачены в населенных малыми народами районах Андхра-Прадеша, прежде всего в талуке Шрикакулам, и в ряде округов Мадхья-Прадеша и Махараштры.
Рабочее движение. В 1986 численность экономически активного населения Индии составляла примерно 225,5 млн. человек, из них лишь ок. 20 млн., преимущественно в промышленности и в государственном аппарате, входили в профсоюзные объединения. Крупнейшее объединение Индийский национальный конгресс профсоюзов, в котором числилось 5,5 млн. человек в 1991, действует под руководством Индийского национального конгресса. Всеиндийский конгресс профсоюзов (ВИКП) включает 3,4 млн. членов и связан с Коммунистической партией Индии. Индийский центр профсоюзов, охватывающий 2,5 млн. человек, откололся от ВИКП. Организация "Хинд маздур сабха", насчитывающая ок. 4,5 млн. членов, была основана бывшей Социалистической партией. Союз "Бхаратия маздур сангх", образованный в 1955, довел свой численный состав до 4,2 млн. человек в середине 1980-х годов. Имеются две достаточно крупных тред-юнионистских организации, не имеющие четких партийных пристрастий: Конгресс объединенных профсоюзов и Национальная федерация индийских железнодорожников. Руководителями профсоюзов обычно являются выходцы из средних городских слоев.
Трудовые отношения в стране регулируются детально разработанным законодательством, обеспечивающим правовую основу для урегулирования конфликтов, для согласительных процедур и проведения консультаций. Забастовки рабочих и локауты предпринимателей признаются крайним средством решения споров. Для отстаивания интересов организованной части трудящихся приняты программы социальной защиты и социального обеспечения, тесно увязанные с законами о деятельности предприятий и оплате труда, а также с постановлениями о создании целевых фондов, обязательном медицинском страховании, пенсионных гарантиях семьям, страховании жизни.
Организации предпринимателей. В индийской промышленности, торговле и других сферах деловой жизни сложились собственные организационные структуры. Наибольший вес имеет Федерация индийских торгово-промышленных палат, объединяющая свыше 450 компаний. К числу прочих важных объединений относятся Ассоциированные торговые палаты, которые представляют прежде всего компании, основанные британским капиталом, и Всеиндийская организация промышленников, к которой тяготеют молодые бизнесмены. Действуют также союзы женщин-предпринимателей, владельцев мелких промышленных предприятий и др.
Правительство основало две солидные организации с целью помочь неформальному сектору, охватывающему мелкое промышленное производство. Среди них выделяются Комиссия по производству кхади и деревенской промышленности - автономная структура, созданная центральной властью после обретения независимости. В задачу комиссии входит сбор информации, финансирование, выдача рекомендаций и содействие сбыту продукции малых предприятий и ремесленников. В известной мере эта деятельность стала косвенным следствием программы опоры на собственные силы, которую выдвигал Махатма Ганди. Он считал необходимым способствовать вовлечению крестьян в дополнительные занятия, поскольку сельскохозяйственный труд приносит мизерные доходы и обеспечивает работой только в течение нескольких месяцев в году. Среди поощряемых на селе отраслей были прядение и ткачество, включая производство кхади (ткани, вырабатываемой из пряжи ручной выделки), пчеловодство, изготовление бумаги, дубление кож и шкур, получение неочищенного пальмового сахара джаггери. Ганди использовал свой авторитет для того, чтобы побудить горожан покупать деревенские изделия вместо товаров из Англии. Правительство Индии дополнительно создало также Управление ремесел, чтобы содействовать росту производства, повышению качества и продаже продукции кустарей, рассеянных по всей стране. В Дели и главных городах штатов были открыты специальные лавки по реализации изделий народных промыслов. Примеру центра последовали власти на местах, основавшие в своих штатах организации аналогичного типа.
Положение женщин. Статус и положение женщин Индии зависят от того, к какому слою общества они принадлежат. В сельской местности, например, женщина, вынужденная работать по найму, распоряжается собой в большей степени, чем женщина из семьи, которую обеспечивает муж. Занятость вне дома неизбежно порождает дополнительную свободу и обеспечивает новые внешние контакты, заработок женщин пополняет семейный бюджет, и все это позволяет им увереннее отстаивать свои права. В основном работницы приходят из низких каст, в которых разрешаются разводы и вторичное замужество.
В высших кастах женщина не должна трудиться за плату и лишний раз появляться на людях. Согласно представлениям брахманов, ей следует быть послушной супругой, исполнительной невесткой и заботливой матерью. Женщина из высокой касты не имеет права требовать развода, а овдовев, снова вступать в брак.
Среди образованных индусов заметно повысился средний возраст невест и ослаб запрет на замужество вдов. Это ведет к постепенному размыванию оков, ограничивающих свободу женщин из престижных каст. С получением образования все больше девушек предпочитают искать работу вне дома, и именно на них стремятся жениться многие юноши из средних городских слоев. В таких случаях за невестой часто не дают приданого.
Женщины в южной Индии занимают в обществе примерно такое же положение, что и во всей Юго-Восточной Азии, тогда как северные области Индии сходны в этом плане скорее с Западной Азией. Например, на севере страны принято закрывать лицо, а на юге такого обычая придерживаются только в мусульманских общинах.
С принятием в 1956 закона о наследовании индийским женщинам предоставлено право наследовать недвижимость, которым в равной степени обладают вдова, дочь и мать усопшего. Моногамия стала обязательной для всех индусов с 1955, когда был принят соответствующий законодательный акт о браке.
Согласно мусульманским канонам, дочери и вдовы тоже располагают правом наследования собственности покойного отца и мужа. Даже в случае развода, повторного брака и бесплодия женщины этой правопреемственности не утрачивают. Для дочери, однако, при этом выделяется вдвое меньшая доля, чем для сына. Мужчина, следуя правилам ислама, может иметь четыре жены при условии равного о них попечения. Супруг не обязан выдвигать причин, обращаясь за разводом, тогда как жена может его добиться только при согласии со стороны мужа.
Браки по традиции устраивает старшее поколение. В высоких кастах родителям дочерей на выданье приходится заботиться о подыскании женихов в узкой среде. С официальным признанием значимости просвещения предпочтение среди возможных претендентов оказывают тем, кто хорошо образован и получает твердый оклад в учреждении. Поскольку часто таких молодых людей в данной касте бывает немного, им подносят подарки в денежной и натуральной форме от заинтересованных родителей будущей невесты. Имеются ставки, отражающие деловую квалификацию жениха. Так, молодой человек с врачебным дипломом или работающий в Индийской административной службе вправе рассчитывать в ряде каст на приданое в виде нескольких тысяч долларов наличными, легкового автомобиля и других ценных вещей.
После свадьбы молодая жена оставляет родительский кров и переселяется в дом мужа. Здесь ей предстоит выполнять разнообразную домашнюю работу под критическим надзором свекрови. Лишь когда она станет матерью, предпочтительно сына, ее семейный статус повысится. По мере того как дети взрослеют и вступают в брак, она сама превращается в свекровь и главу домохозяйства, занимая место своей предшественницы. Во всех слоях индийского общества мать - символ любви и защиты, служащий объектом уважительных и добрых чувств.
Система социального обеспечения. В независимой Индии первоочередная цель социальных программ заключается в предоставлении разных видов помощи инвалидам, женщинам и детям, преимущественно из бедных слоев общества. За эту сферу деятельности несут ответственность правительства страны и штатов. Непосредственное руководство возложено на Центральное управление социального обеспечения, основанное в 1953.
Конституцией Индии запрещен институт неприкасаемых и предоставлены гарантии зарегистрированным кастам в отношении доступа в индуистские храмы, местам общественного питания и т.п. Конституцией предусмотрено также выделение депутатских мандатов для этих каст и зарегистрированных племен в законодательных органах страны и штатов. Закон 1955 о неприкасаемости осудил любые формы ее проявления. Наказания за нарушения были сделаны еще более суровыми после принятия в 1976 закона о защите гражданских прав.
В 1952 центральное правительство выдвинуло программу развития общин, чтобы способствовать подъему сельских районов. Для ее реализации по стране была создана сеть деревенских панчаятов, или советов.
Материальную базу здравоохранения удалось заметно укрепить после 1947. Однако оно по-прежнему более эффективно функционирует в городах, хотя были предприняты усилия по его улучшению в сельской местности, в частности на территориях проживания зарегистрированных племен. В стране осуществлялись мероприятия по повышению уровня медицинского обслуживания слабо защищенных социальных слоев. За годы независимости были открыты многочисленные центры неотложной медицинской помощи с отделениями в деревнях.