К статье ИНДИЯ
Результаты греческих завоеваний. Долина Инда стала провинцией Персидского царства примерно в 578 до н.э., но вновь обрела независимость перед вторжением Александра Македонского в Индию в 326 до н.э. В буддийских книгах сообщается, что на территории между Гималаями и горами Виндхья в то время существовали 16 суверенных государств. Среди них на рубеже 7-6 вв. до н.э. выделялась монархия Косала (ныне - Ауд), а затем постепенно на первый план вышло государство Магадха (Бихар). Махавира и Будда, основатели соответственно джайнизма и буддизма, принадлежавшие к касте воинов-кшатриев, развернули свою деятельность в то время, когда царь Бимбисара правил в Магадхе. Купцы из Южной Индии, которые вели с 7 в. до н.э., а возможно и еще раньше, активную торговлю на море, установили контакты с Вавилоном (возможно, с Индонезией и Филиппинами).
Завоевание Северо-Западной Индии Александром Македонским было кратковременным эпизодом в истории. Александр скоропостижно скончался вскоре после возвращения в Вавилон. После его смерти к западу от Индии образовались греческие государства, упрочились контакты Индии с Западом, начавшиеся еще при персидских правителях из династии Ахеменидов.
Империя Маурья. В молодости Чандрагупта Маурья, основатель первой индийской империи, встретился с Александром Македонским, вторгшимся в Пенджаб. Находясь на престоле примерно в 322-298 до н.э., Чандрагупта многим был обязан своему главному министру брахману Каутилье, которому приписывают авторство трактата о принципах индийской политики - Артхашастра. Чандрагупта, получивший известность у греков под именем Сандракот, завоевал Пенджаб вскоре после смерти Александра Македонского. В 321 до н.э. он сверг и убил своего кровного родственника, правившего государством Магадхи. Заняв его место, он установил господство над всей Северной Индией. Затем Чандрагупта нанес сокрушительное поражение правителю Западной Азии Селевку I, одному из преемников Александра. На протяжении ок. 100 лет, начиная с 325 до н.э., династия Маурья сохраняла контроль почти над всей Индией, кроме ее крайнего юга.
Ашока, внук Чандрагупты, правил с 273 до 232 до н.э. После удачной завоевательной войны, направленной против государства Калинга, потрясенный ее ужасами Ашока воспринял буддизм и энергично пропагандировал его принципы. Он считал обязанностью власти осуществлять завоевания только путем мирного распространения буддизма (эта политика получила название дхармавиджая). Стремясь сохранить чистоту буддизма и авторитетно истолковывать его каноны, Ашока организовал в столице Паталипутре (Патне) монашеский собор. Он делал акцент на этические нормы поведения и особенно настаивал на необходимости проявления терпимости по отношению к другим верованиям. Во время правления Ашоки был достгнут большой прогресс в искусстве и зодчестве.
Последующие вторжения. После смертьи Ашоки империя распалась. Спокойствие малых государств, возникавших на развалинах прежней империи, нередко нарушалось вторжениями греков, саков, парфян и, наконец, кушанов.
Властитель Пенджаба во 2 в. до н.э. Менандр, имевший греческие корни, отождествляется с правителем Малиндой в буддийском труде Вопросы Малинды. На кушанских монетах были выбиты рельефные изображения индуистских богов, а некоторые чужеземные предводители получала индийские имена, например Васудева. Величайший из кушанских императоров Канишка, царствовавший на рубеже 2 и 1 вв. до н.э., созвал последний буддийский собор и покровительствовал знаменитому буддийскому поэту Ашвагхоше, а также автору авторитетного руководства по индусской медицине Чараке. В этот период под влиянием греко-романских традиций развивается буддийская скульптура, о чем свидетельствуют достижения гандхарской школы изобразительного искусства.
Южноиндийские государства. На плоскогорье Декан в Южной Индии вскоре после смерти Ашоки сложилось мощное независимое государство, во главе которого стояла династия Сатаваханы, или Андхры (ок. 230 до н.э. - 230 н.э.). Эти правители посылали свои войска на север и захватили Удджайн, разделив в итоге плато Малва с властителями из рода Сунга, преемниками империи Маурья. Позднее Сатаваханы вели с переменным успехом войны с сакскими сатрапами в Гуджарате и Малве. Легенды о знаменитом Викрамадитьясакари, неустрашимом враге саков, по-видимому, относятся к ранней стадии этих вооруженных столкновений. Несомненно, эра Викрама, начавшаяся в 57 до н.э., и эра Саков, начавшаяся в 78 до н.э., тоже были связаны с этой борьбой. Правители страны Андхра следовали практике ведических жертвоприношений и поощряли развитие литературы и искусства. При них процветал буддизм, крупные архитектурные памятники - ступы, храмы и монастыри - были высечены в Западных Гатах и воздвигнуты из кирпича и камня в дельтовых областях Годавари и Кришны. Сатаваханы называли себя "властителями трех океанов"; они обладали военным флотом, и их подданные не только вели торговлю с дальними заморскими странами, но и основывали там поселения, особенно на юго- востоке Азии.
На крайнем юге Индии существовали три государства - Чера, Чола и Пандья. Превосходные текстильные изделия и черный перец Южной Индии и специи из восточноиндийских земель вывозились в обмен на вина, золото и серебро еще на заре существования Римской империи. Эта торговля продолжалась, пока приток предметов роскоши и отток благородных металлов не вызвали серьезной озабоченности на западе. Тамильская литература, зародившаяся в начале новой эры, если не раньше, отразила разнородный характер этой части Индии: ее городов, деревень и морских портов; ее правителей, знати и простого народа; ее ремесел и торговли.
"ЗОЛОТОЙ ВЕК" ИНДИИ
Североиндийская империя Гуптов. Это государство в 4 и 5 вв. н.э. включало почти всю территорию Северной Индии и открыло новую яркую страницу в истории региона. Самудрагупта (ок. 330 - ок. 375) был знаменитым завоевателем, поэтом и музыкантом; выбранный им в качестве наследника Чандрагупта II продолжил дело отца и принял титул Викрамадитья.
Эти два императора правили почти столетие: с 330 по 415. Китайский паломник Фа Сянь, много путешествовавший по их владениям, сообщил о материальном достатке жителей и умелом управлении страной при Гуптах. Васубандху, известный буддийский мыслитель и грамматист, и Калидаса, величайший индийский поэт, жили и творили именно в ту эпоху, когда главным пуранам была придана более современная форма. Такие ученые, как Арьябхата и Варахамихири, внесли выдающийся вклад в математику и астрономию. Наланда, в Бихаре, стала крупным центром просвещения в масштабах всей Азии. Сидящий каменный Будда в Сарнатхе, железная колонна в Дели, медный Будда из Султанганджа, великолепной чеканки золотые монеты (одна из которых была обнаружена на большом отдалении - на Яве) и настенная живопись Аджанты служат образцами культурных достижений той эпохи. Влияние искусства Гуптов прослеживается в Индокитае и Индонезии, подтверждая интенсивность былых контактов.
Вторжение гуннов. При пятом правителе династии Скандагупте (455-480) империя впервые начала испытывать давление "белых гуннов", или эфталитов, проникавших с северо-запада. Эти племена покорили Пенджаб в конце 5 в., их набеги свели территорию государства Гуптов до размеров второстепенного княжества. Мощь гуннов была подорвана незадолго до середины 6 в. совместными усилиями Яшодхармана из Малвы и Нарасимхагупты Баладитья, отпрыска императорской династии.
Государство Харши в Северной Индии. В конце 6 - начале 7 вв. в северной части Индии главенствовали три державы: поздних Гуптов на востоке, Маукхари в центре и Вардханов на западе. Все они продолжали воевать с остатками гуннских объединений. Харшавардхану (ок. 590-647) удалось объединить владения своих предшественников из рода Харша и земли государства Маукхари. Этот монарх оказался талантливым военачальником, администратором и литератором, покровительствовал знаменитому прозаику Бана, писавшему на санскрите, и был другом и почитателем дарований Сюань Цзана, опытного китайского законоведа, который посетил Индию и оставил подробное описание своего путешествия. К 612 Харша добился полной власти над Северной Индией и сохранял ее до самой смерти в 647. Его попытки распространить свое влияние на Декан отразил могущественный правитель из династии Чалукья Пулакешин II.
Политические события на юге Индии. Тем временем на Декане после Сатаваханов сменились несколько династий. Самыми известными из них были Вакатаки на севере, Кадамбы на юго-западе, и последовательно сменявшиеся Икшваку, Салайкайны и Вишнукундины на востоке Декана, а также Паллавы к югу и западу от них. Буддизм вступил при Икшваку в 3 в. н.э. в период расцвета, и в это время усиливаются контакты с Цейлоном, а также с индийскими колонистами в странах азиатского Востока. Джайнизм расширил область своего влияния в западном Декане и Тамилнаде, достигнув кульминации к 6 в.
Чалукья из Бадами, Паллавы из Канчипурама и Пандья из Мадурая были ведущей силой на юге Индии в 6 в. Подчинить себе весь Декан удалось Чалукья. Пулакешин II (608-642), выдающийся военачальник того времени, обменивался посольствами с персидским царем Хосровом II. Граница между государствами Паллавов и Пандья пролегала по р.Кавери, и такое положение сохранялось до середины 9 в. Только наместники Чалукья в Гуджарате (провинция Лата) и восточном Декане (провинция Венги) сумели образовать независимые государства, в которых правили побочные ветви династии. Сама же она в Бадами была свергнута в середине 8 в. Дантидургом, основателем державы Раштракутов, которые занимали престол своих предшественников в течение примерно двух столетий. Раштракуты были известны купцам из Аравии как династия Балхара (что считают арабским искажением санскритского термина Валлабхараджа, означающего "господин раджей"). Эти купцы селились в портах и городах империи и далее к югу на Малабарском побережье, где стали предками современных моплов-мусульман штата Керала.
В этот период на Декане процветали торговля, литература и искусство. Санскрит повсюду пользовался почетом, способствуя обогащению и развитию языков местного населения. Король Дурвинита из вассальной майсурской династии Ганга писал и на санскрите, и на каннада; Махендраварман I Паллава в равной мере обладал талантами писателя, архитектора, музыканта и художника. Высеченные в скалах или воздвигнутые из камня и кирпича храмы, а также скульптуры того времени отличаются высокими художественными достоинствами. Бадами, Паттадакал, Эллора и Аджанта, Мамаллапурам ("Семь пагод") и Канчипурам были самыми важными очагами развития искусства. В стране тамилов сильный протест против джайнизма и буддизма вылился в широкое народное движение - бхакти. Им руководили индусские святые - наянары и алвары, как называли тех, кто верил соответственно в Шиву и Вишну. Экспрессивные песни участников движения бхакти вошли в сокровищницу тамильской литературы. В этот период творили крупнейшие индийские философы Кумарила и Шанкара.
Подобного типа политические структуры и культура успешно развивались на юге Индии с 9 по 13 вв.; менялись лишь правившие династии. Раштракуты из Маньякхеты (Малкхед, к западу от Хайдарабада) уступили трон Чалукья, которые восстановили свои позиции в 973 после более чем 200-летнего отлучения от престола и перенесли столицу в Кальян, расположенный в 80 км к северу от Маньякхеты.
Викрамадитья VI (1075-1125) был одним из выдающихся личностей династии. При его дворе работали такие выдающиеся деятели, как правовед Виджнанешвара, автор индуистского свода законов Митакшара, и поэт Билхана, который сочинял пространные поэмы на санскрите о жизни государя. На землях тамилов Чолы из Танджавура пришли к власти в середине 9 в., построив свою империю на развалинах держав Паллавов и Пандья. Они утвердили свое господство над всей территорией к югу от р.Тунгабхадры, включая Мальдивские острова и Цейлон; примерно с 1000 их протекторатом стала также область Венги на востоке Декана, находившаяся под управлением восточной ветви Чалукья.
Раджараджа I (985-1014) и его сын Раджендра I (1014-1035) были самыми видными представителями династии Чолов. Они сумели впервые в истории политически объединить всю Южную Индию и успешно боролись с Чалукья из Кальяни, чьи владения находились по другую сторону долины Тунгабхадры. Империя Чолов создала сильный военно-морской флот и контролировала пути через Индийский океан, эффективно вмешиваясь в дела государства Шривиджайя на Суматре. Император-отец возвел в Танджавуре Большой храм - превосходный образец южноиндийской архитектуры, а сын ответил на это строительством города Гангаикондачолапурам в дикой местности округа Тируччираппалли, чтобы отметить годовщину похода к берегам Ганга. Чолы основывали больницы и учебные заведения и внесли весомый вклад в ирригационное строительство и организацию общественных работ. Главные произведения тамильской литературы так же, как и наиболее древние из дошедших до наших дней комментариев к ведам, были созданы при Раджарадже I и Раджендре I.
Северная Индия после распада империи Харши. Кончина Харши в 647 привела к обострению политической обстановки на севере Индии, и в жизнь ее северо-восточных районов эпизодически вмешивался Тибет. Это открыло путь для распространения буддизма в Тибете. В дела Центральной Азии включился Кашмир, упрочивший в начале 8 в. контакты с Китаем, в то же время его политические амбиции распространились и на Индию. Казалось, что вернулся век Канишки, с той разницей, что кашмирские правители получали формальную санкцию на власть от китайских императоров. Однако такое положение продолжалось недолго, и Кашмир снова занял свою обычную нишу как пограничная область Индии. Синд и некоторые сопредельные территории в Пенджабе были завоеваны арабами в 712 и получили статус провинции Багдадского халифата. Вскоре они превратились в два по существу самостоятельных княжества, лишь номинально подчинявшихся халифу. В итоге вторжение арабов осталось кратковременным эпизодом, не имевшим весомых политических или культурных последствий, а попытка арабов продвинуться еще дальше на юг была успешно отражена гуджаратскими Чалукья. В остальное же время Северная Индия оставалась разделенной между рядом раджпутских государств, нередко конфликтовавших между собой.
Династия Гурджаров, господствовавшая в Каннаудже (ныне Фаррухабад), сумела создать сильное государство в 820-1020, а следующей по мощи династией стали Парамары, правившие в Малве. Раштракуты и деканские Чалукья эпизодически совершали походы на север и вмешивались в дела находившихся там держав. Чанделлы из Бунделкханда, Гахадвалы из Каннауджа, где они сменили Гурджаров, и Чауханы из Самбхара и Аджмера в Раджпутане впоследствии тоже превратились в могущественных правителей. На них легло бремя тщетного сопротивления окончательному подчинению Хиндустана мусульманским завоевателям в конце 12 в. Одновременное сосуществование в Индии многих государств и наличие противоречий между ними отнюдь не были серьезным препятствием для взаимообогащения культур. Храм Мартанд в Кашмире и храмовый комплекс в Кхаджурахо в Центральной Индии служат наглядными свидетельствами архитектурных достижений того времени.
Непал, еще одно важное государство на границе индийского мира, приобрел первостепенное значение как узловой пункт для передачи достижений индуистской культуры в другие области Азии. Бенгалия и Бихар представляли собой достаточно обособленный мир во время возвышения династии Палов в 8 в. Палы были связаны с тантрийским буддизмом, переживавшим тогда подъем, и поддерживали тесные контакты со знаменитым монастырем в Наланде. Документально подтверждаются их заморские контакты с районами Индонезии.