Значение ГРИГОРЬЕВ, АПОЛЛОН АЛЕКСАНДРОВИЧ в Словаре Кольера

ГРИГОРЬЕВ, АПОЛЛОН АЛЕКСАНДРОВИЧ

(1822-1864), русский литературный и театральный критик, поэт, эстетик. Родился 16 июля 1822 в Москве. Окончил юридический факультет Московского университета (1842). В 1850-1856 - ведущий критик т.н. молодой редакции журнала "Москвитянин", по своим взглядам близкой славянофильству. Выступал с позиций почвенничества в журналах братьев М.М. и Ф.М.Достоевских ("Время" и "Эпоха"). Философско-эстетические воззрения Григорьева формировались под влиянием эстетики романтизма (Карлейля, Шеллинга, Эмерсона) и славянофильства (прежде всего Хомякова). Генетическая связь общественных взглядов "почвенника" Григорьева с учением "старших" славянофилов - признание определяющего значения национально-патриархального и религиозного начал в народной жизни - сочеталось в его творчестве с существенной корректировкой этого учения, критикой абсолютизации славянофилами "общинного начала" ("мысль об уничтожении личности общностью в нашей русской душе... слабая сторона славянофильства"), "пуританских" суждений о русской литературе и невнимания к новым жизненным силам русского общества ("бытию... великорусской промышленной России"). Григорьев отстаивал также идею единства русского народа до- и послепетровского периодов. По мнению Григорьева, и для славянофильства и для западничества характерно отвлеченное теоретизирование, схематическое ограничение исторической жизни ("кладут жизнь на Прокрустово ложе"). Однако общинный идеал славянофилов, при всей своей "книжности", все же, согласно Григорьеву, несравненно богаче положительным содержанием, чем программа западничества, идеал которого - единообразие ("казарменность", "мундирное человечество").

Наиболее полно философское миросозерцание Григорьева представлено в созданной им теории "органической критики". Понятие "органической критики" соответствует признанию "органичности" самого искусства, в произведениях которого находят синтетическое воплощение "органические начала жизни". Искусство не отражает жизнь в смысле ее копирования, а само есть часть жизненного процесса, его "идеальное выражение". Апология искусства в шеллингианско-романтическом ключе как "вечного органона" философской мысли служит у Григорьева основой понимания и высокой оценки реалистической традиции русской и мировой литературы. Григорьев определяет высшую форму реалистической художественной деятельности как гармоническое единство бессознательного творчества (процесс художественной типизации) и "идеального миросозерцания" (целостного духовного, органического восприятия художником действительности). "Правда жизни", включающая в интерпретации Григорьева и собственно эстетическое и нравственное в искусстве, наиболее полно, по его мнению, была воплощена русскими писателями: Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Аксаковым, Островским. Доказывая бессодержательность концепции "чистого искусства", Григорьев в то же время признавал самодостаточность художественного творчества, "в себе самом носящего свое неотъемлемое право и оправдание", и видел "народность" искусства в способности воплощать в образы и идеалы "великие истины и тайны" народной жизни, которые, составляя ее сущность, действуют стихийно и неосознанно. Он упрекал революционно-демократическую критику в эстетическом и нравственном релятивизме, проводимом к тому же непоследовательно, так как отрицание "вечных жизненных идеалов" сочеталось в ней с абсолютизацией положений современных (т.н. "передовых" и "прогрессивных") теорий. В развитии Григорьевым славянофильского "органицизма" в понимании истории проявились черты, определившие связь его философских взглядов с последующими теориями циклов (Данилевский, Леонтьев). Это относится к критике Григорьевым "идеи отвлеченного человечества" и концепции прогресса (идея "Сатурна-прогресса, постоянно пожирающего чад своих"), к определению им исторической реальности как совокупности своеобразных "органических типов" общественной жизни. Однако Григорьев, подчеркивая способность этих типов к "великому перерождению" и развитию, определенно признает диахроническое единство истории, и в этом существенное отличие его позиции от циклических моделей культурно-исторического процесса.

Умер Григорьев в Петербурге 25 сентября 1864.

Кольер. Словарь Кольера.