Значение слова АПОЛЛОН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое АПОЛЛОН

Аполлон (Apollwn). -Между божествами древнего греческого мира А.является в этическом смысле наиболее выработанным, так сказатьодухотворенным. Культ его, в особенности в дорийских государствах, многоспособствовал смягчению нравов, упрочению и почитанию государственногопорядка; но А. не был сначала, как ошибочно полагают, специальнодорийским божеством; точно также и прозвание его Luceioz; не дает намправа выводить его из Ликии, как это делалось, хотя греки, правда, оченьрано уже отождествляли всевозможные негреческие, в особенностималоазиатские, божества света с А. Первоначально А. был богом света, иименно солнечного света, со всеми его благодетельными и вреднымивлияниями; на первые ясно указывают его прозвания: FoiboV; (т. е.светлый, сияющий лучами), часто встречающееся у Гомера, LuceioV(светлый) и AiglethV (блестящий). Поэтому он называется сыном Зевса,высшего небесного божества, и Латоны, богини ночной темноты, котораяявляется наложницей Зевса и соперницей Геры, после того, как последняястала законной женой Зевса. бог света родился при неблагоприятныхобстоятельствах. Латона, рассказывает нам миф, преследовалась ревнивойГерой, запретившей всем странами и островам давать ее сопернице убежище,После долгих скитаний Латона нашла наконец приют на небольшом островеДелосе, который в то время, когда Гера объявила вышеупомянутоезапрещение, представлял из себя скалу, гонимую бурными волнами; здесь тоЛатона, после трудных родов, разрушилась от бремени близнецами: А. иАртемидой. Новорожденный бог, немедленно в полном расцвете юношескойкрасоты, схватывает лук и стрелы, стремится через моря и поля и вернымистрелами своими убивает дракона, Пифона, чудовище, опустошавшееместность, где позже находились Дельфы или Пифо с святилищем А. Такимобразом он тотчас по рождении своем является уже победителем сил,вредных свету, т. е. нравственному порядку вещей, победителем зла, начто указывает целый ряд прозваний, изображающих его спасителем,приносящим помощь, спасение, как напр. AlexicacoV ApotropaioV EpicoupioVSwthr и др. Точно также сказания передают нам, как А. наказываетчеловечество, дерзающее переступить поставленный ему богами предел; такон вместе с Артемидой убивает исполина Тития, пытавшегося причинитьнасилие Латоне, уничтожает вместе с другими богами гигантов и убиваетопять таки вместе с Артемидой детей Ниобеи, которая осмелилась поставитьсебя выше Латоны. Так он посылает в лагерь греков перед Троей приносящиезаразу стрелы (стрелы эти первоначально означали вредное действиеслишком сильных солнечных лучей), когда Агамемнон недостаточнопочтительно обошелся с жрецом его Хрисом. Поэтому он обыкновенно уже вгомеровских песнях называется Ecathboloz (т. е. далеко мечупцй),сребролукий (Argurotoxoz) и изображался обыкновенно с луком, стрелами иколчаном. Первоначальное значение А. выясняется также целым рядомкультов, особенно в Ионийских и ахейских государствах, которыйизображают его защитником некоторых занятий, стоящих в тесной связи сжизнью природы: так напр. он называется NomioV (пастушеский, богпастбищ), KarnetoV (собственно говоря А. овец), т. е. защитник стад,хорошее состояние которых главным образом и зависит от согревающих лучейсолнца и правильной смены времен года; далее мы встречаем название А.DeljiniuV, который владычествует над морем, защищает мореходцев отопасностей бури, посылает им ветры, облегчающие вход в гавань('EmbasioV) и почитается поэтому особенно на побережьях и мысах(`ActioV); А. QarghlioV споспешествует созреванию полевых посевов,плодов и защищает их от всевозможных вредных влияний, главным образом отсаранчи (отсюда А. ParnopioV в Афинах) и мышей (отсюда A. SminJeuV богмышей, в Троаде). Как солнечное божества А. является и в мифе, покоторому он должен был будто бы известное время служить смертному, аименно Адмету, королю ферейскому в Фессалии, так как Адмет был никтоиной, как непреодолимый бог смерти, и служение ему солнечного божествадолжно было выражать, по распространенному особенно на Востокепредставлению, бессилие солнца во время зимы, как бы сковывающей природусмертью. Из этого первоначального значения А., как божества природы,божества света, объясняется и прекрасный миф о гипербореях, народе,живущем по ту сторону северных гор, с которых веет борей; народ этотживет в блаженном спокойствии и служит, как святой, жреческий народ,богу, часто его посещающему; с этим же мифом можно связать ипредставление о сказочной птице, грифе, который также жил будто бы надальнем севере и охранял сокровища золота, которыми фантазия грековобогащала эти местности. Мало помалу все божества, которые былипервоначально лишь олицетворением сил и явлений природы, стали пониматьболее отвлеченно, на них стали смотреть с нравственной точки зрения. Богчистого солнечного света сделался представителем и покровителем всегоясного и чистого в области духовной и нравственной, первоисточникомвсякого образования и прогресса в социальном и политическом отношениях.Таким образом он является прежде всего богом пения и смягчающей бурныестрасти игры на цитре, почему ему и дана была кроме лука-лира (lura,ciJariV, jormigV). Он услаждает богов своим искусство, стоит во главехора муз (А. MoushgethV) и наделяет любимых людей даром пения и поэзии.Как бог духовного просветления, А. является и богом предсказаний: попоручению и от имени отца своего Зевса он открывает людям сокрытое отних в настоящем и будущем для того, чтобы направить их на истинный путьи предостеречь от ложного; но он делает это не в ясных словах, а тольконамеками и двусмысленными речами, поэтому его прозвище LoxiaV ужедревние производили от LoxoV, т. е. кривой, двусмысленный. Многие из егохрамов были в то же время знаменитыми оракулами, так прежде всехДельфийский, затем в Абах в Фокиде, оракул в Оробии на острове Эвбее, ипервоначально не греческие, но принадлежавшие божествам, которых грекиотождествили с своим А., святилище в Дидиме близ Милета (так называемоесвятилище бранхидов), в Кларосе (близ Колофона в Ионии) и в Патаре (вЛикии). Далее бог света, как отвратитель всякого зла, является богомотпущения грехов, к алтарям которого стекаются все, обагрившие кровьюруки, чтобы очиститься тут и получить отпущение. С другой стороны он, поотношению к телесным страданиям, бог врачевания (Paian, Paihwn); такимон главным образом является в песнях Гомера, тогда как позжеустановилось воззрение, что он этот дар передал сыну своему Асклепию.Наконец А. является источником и защитником всякого государственного игражданского благоустройства, основателем городов и законодателем. Так вАфинах чтили A. (PatrwoV) как родового бога и защитника всегоионического племени, так спартанцы данные им Ликургом (имя этозаимствовано из культа А. и даже встречается иногда в числе егопрозваний) законы приводили в связь с А. и его оракулом в Дельфах; кэтому же оракулу прибегал греческий город за советом каждый раз, когдаон намеревался основать колонии где-нибудь в далеких странах. Римлянерано приняли культ А., по всей вероятности уже во время господстваТарквиниев, и очевидно культ этот перешел к ним из греческих колонийюжной Италии, главным образом из Кум; очень скоро он занял видное местов римской государственной религии. Как и в Греции бога этого чтили вРиме, как источник чистоты, ясности, порядка, в особенности, как богаврачевания недугов, искупления, бога музыки и пророчества; его чтили вмногочисленных храмах между которыми особенно. замечателен храм,сооруженный на Палатинском холме, Августом, после победы при Акциуме,одержанной им над Антонием и Клеопатрой (31 г. до Р. X.). Даже некоторыесеверные, в особенности кельтские племена, познакомившись с языком икультурой римлян, стали отождествлять некоторые из своих туземныхбожеств с греческо-римским Аполлоном, поэтому то и теперь еще в римскихнадписях, находимых в местностях, когда то населенных галлами игерманцами, встречается имя А. с варварскими прозваниями, как напр.Belenns, Grannus и др. Ср. Рошер "Studien zur vergleichemien Mythologieder Romer und Griechen. 1. Apollo п. Mars." (Лейпц., 1873), Мильхгёфер,"Ueber den attischen A." (Мюнхен, 1873). Для искусства А. является идеалом мужской, юношеской красоты; онизображается без бороды, длинные волосы то ниспадают на плечи, топриподнимаются и связываются кверху узлом; стройный, с выражениемчистой, божественной величавости в лице, он, обыкновенно, в особенностикогда при нем стрелы и колчан, изображается в одной только короткой,наброшенной на плечи хламиде; иногда же, когда он играет на цитре. иведет хор муз, он одет в ниспадающую до ног одежду. Голова его нередкобывает украшена венком из ветвей посвященного ему лаврового дерева;рядом с ним стоит часто треножник, как символ пророчества, так кактаковой стоял в святая святых дельфийского храма над расселиной и служилседалищем для Пифии. Из животных ему были посвящены кроме грифа, вособенности лебедь, волк, мышь и ящерица. Многочисленные изображения А.с античных статуй мы находим в О. Мидлера, "Denkmaler der alten Kunst"(2 обработка Визелера в 2-х т., Гёттинген, 1860) к в "Heroen undGottergestalten" (Вена, 1874). Одна из самых известных статуй - статуяА. Бельведерского в Ватикане, прекрасная, относящаяся к первым временамРимской империи, копия с бронзовой статуи, изображающая бога, какспасителя в нужде (BohdromioV); она была найдена в конце XV века, уPorto д'Аnziо, древнего Анциума. Оригинал был, по всей вероятности,посвящен А. и поставлен в дельфийском храме на память о помощи, которуюА. послал в виде бури и грозы против вторгнувшихся галлов (279 по Р.X.). Найденная у подножия коринфского акрополя статуя А. Тенейского,относящаяся к половине VI века, находится в Мюнхенской глиптотеке.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.