Значение слова АПОЛЛОН в Литературной энциклопедии

АПОЛЛОН

художественно-литературный журнал, выходивший в Петербурге с октября 1909 по 1917, по 10 книг в год (в 1909–1910 вышли №№ 1–12). Редактором был Сергей Маковский (лишь в 1911 и 1912, до № 9), потом бар. Н. Н. Врангель. Издатели: до января 1911 — книгоиздательство «Якорь», в 1911–1917 — С. К. Маковский и М. К. Ушков. В 1909–1910 в «А.», наряду с отделами искусства, лит-ры и критики, помещалась обширная хроника и «Лит-ый альманах» с отдельной нумерацией страниц. «Литературный альманах» прекратился с 1911, и

195 журнал становится по преимуществу журналом искусства с большим количеством репродукций, частью в красках. В 1911 выходила отдельно два раза в месяц хроника «Русская художественная летопись». «Вступление» к первому номеру определяет цели журнала как «чисто эстетические», посвященные искусству как «самоцельному достоянию нашему». «А.» «хотел бы называть своим, — говорится в том же „Вступлении“, — только строгое искание красоты, только сильное и жизненное искусство за пределами болезненного распада духа и лже-новаторства». Однако «жизненность» искусства представлялась редакции неясной. Это видно и из передовой статьи (в том же номере) Александра Бенуа, к-рая носит характер гимна «лучезарному и благому богу» Аполлону: «Искусству, — говорит он, — необходимо освободиться от пут узкой замкнутости и от искания недостойной полезности. Но искусство не должно быть и для искусства, ибо искусство, будучи от бога, существует для бога». Поэтому на вопрос, какая будет «новая правда» в искусстве, поставленный самой редакцией в названном вступлении, она не нашла другого ответа, как: «всякий ответит по-своему». В первые годы существования журнала лит-ра занимала в нем заметное место, преобладали статьи символистов Ин. Анненского (см.) , Вяч. Иванова (см.) , А. Блока (см.) , В. Брюсова (см.). Но в дальнейшем ли-тра осталась почти исключительно в хронике, а символистов сменяет родоначальник акмеизма Н. Гумилев (см.) ; под конец в журнал проникают формалисты: Б. Эйхенбаум (см.) и Б. Томашевский (см.). По существу, журнал не имел определенного лит-ого лица и явился лишь слабой тенью «Весов» (см.) : это было время упадка символизма, когда говорили уже о его «заветах» (статья Вяч. Иванова). Зато отдел изобразительного искусства чрезвычайно вырос, включив в себя крупнейшие художественные силы того времени, к-рым было посвящено не мало монографий с многочисленными репродукциями. Ив. Е.

Литературная энциклопедия.